Татьяна Куксова
Календарно-тематическое планирование «Буквы в гости к нам пришли» по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «В гости буквы к нам пришли»
Теория:
Выделение начального ударного гласного.
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 2-х гласных.
Практика:
Письмо буквы А.
Обведение овощей по трафарету и их штрихование.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Тема «Новая буква»
Теория:
Выделение начального ударного гласного.
Дифференциация звуков от других.
Публикация «Календарно-тематическое планирование „Буквы в гости к нам пришли“ по обучению грамоте» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Анализ звукового ряда из 2-х гласных.
Практика:
Письмо буквы У.
Обведение овощей по трафарету и их штрихование.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Тема «На прогулку мы идём»
Теория:
Выделение начального ударного гласного.
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 2-х гласных.
Практика:
Письмо букв А, У.
Обведение овощей по трафарету и их штрихование.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 3-х гласных
Практика:
Письмо буквы И
Использование зашумлённой картины.
Дидактическая игра «Найди пару»
Тема: «Звуки разные нужны, звуки всякие важны»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 3-х гласных
Практика:
Письмо буквы Э
Использование зашумлённой картины.
Дидактическая игра «Найди пару»
Тема: «Тук-тук»
Теория:
Анализ и синтез обратных слогов.
Развитие цветовосприятия.
Воспроизведение слогового ряда.
Практика:
Чтение и письмо слогов
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (признаки осени)
п\и «Грабли», «Ёлочка»
Тема: «В мире слов»
Теория:
Выделение конечного согласного.
Дифференциация звуков.
Практика:
Соотнесение силуэтных изображений с реальными предметами «Что на рисунке ближе, дальше?»
Выкладывание из палочек «Грибок»
Преобразование слогов: АТ-ТА, УК-КУ
Тема: «Мамина буква»
Теория:
Выделение начального согласного.
Анализ прямого слога.
Практика:
Письмо буквы М.
Составление целого из частей.
Дидактическая игра «Найди неправильно написанные буквы»
Тема: «Слово «Кит» и слово «Кот»
Теория:
Развитие глазодвигательной функции
Анализ односложных слов: МАК, КОТ, КИТ.
Практика:
Дидактическая игра «Найди близкий путь из лабиринта»
Выкладывание из палочек
Выделение на слух звука Л.
Выделение ударного гласного после согласного.
Тема: «Новые звуки»
Теория:
Выделение начального согласного.
Дифференциация звуков от других.
Практика:
Анализ и чтение односложных слов.
Группирование предметов по признаку (цвет, форма).
Дидактическая игра «Составь из частей целый предмет»
Подвижная игра «Таня и мячик»
Тема: «Закрепляй-ка»
Теория:
Выделение звука из состава слова.
Дифференциация звуков.
Практика:
«Сервировка стола»
Дидактическая игра
«Что забыл нарисовать художник?»
Тема: «Где ты буква Ы?»
Теория:
Выделение ударного гласного после согласного.
Дифференциация
Ы-И.
Практика:
Чтение слогов и слов.
Подбор слов к данным схемам
п\и «Сыночек», «Семья»
Тема: «Насос»
Теория:
Определение места звука в слове.
Деление слов на слоги.
Практика:
Звуко-слоговой анализ слов: СУП, СОМ, ГУСИ, САНИ.
Игра «Зеркало».
п\и «Дорожка», «Помощник»
Тема: «Поиграем с буквами»
Теория:
Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация звуков.
Практика:
Словесное обозначение направленией: вверх-вниз, слева-направо.
Выкладывание из палочек «Санки», «Лопатка»
Звуко-слоговой анализ двусложных слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА.
Тема: «Наши друзья – буквы»
Теория:
Слогообразующая роль гласных.
Практика:
Звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением согласных: БАНТ, БИНТ.
п\и «Птичка»
Тема: «Давай поиграем!»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Группирование предметов по одному из признаков
(цвету, форме).
Практика:
Звукобуквенный анализ слов типа БУТОН.
п\и «Ёлочка»
Выкладывание «Флажок»
Тема: «Новые звуки»
Теория:
Узнавание предметов по силуэтному изображению.
Дифференциация звуков Д-Т
Практика:
Выкладывание из палочек фигур дом. Животных
Работа с разрезной азбукой.
Правописание согласных в конце слов.
Тема: «Семь раз отмерь, один – отрежь!»
Теория:
Звукослоговой анализ слова КНИГИ
Деление предложений на слова.
Практика:
Развитие прослеживающей функции глаз: «Куда села птица»
Д/и «Что перепутал художник?»
Работа с разрезной азбукой.
Тема: «Поспешишь – людей насмешишь»
Теория:
Преобразование слов (мишка-миска).
Правописание ШИ.
Практика:
Узнавание предметов по силуэтному изображению.
Дидактическая игра «Обведи изображение и заштрихуй»
Чтение, печатание.
Тема: «Сказка за сказкой»
Теория:
Правописание ЖИ.
Правописание согласного на конце слова.
Практика:
Выкладывание из спичек фигурки жирафа, черепахи
Выдели животное из зашумлённой картинки
Тема: «Проколи колесо»
Теория:
Правописание ЖИ-ШИ.
Дифференциация звуков.
Практика:
Преобразование слов
Развитие ориентировки на микроплоскости
Тема «Как поменять слова»
Теория:
Правописание согласного в конце слова.
Схема предложений.
Практика:
Узнавание предметов по силуэтному изображению.
Печатание, чтение предложений.
Тема: «Послушай-ка, дружок!»
Теория:
Дифференциация звуков Л-Л.
Звукослоговой анализ слов со стечением согласных
Практика:
Выкладывание из спичек фигурку по образцу (танк, самолёт, ракета, кораблик).
Тема: «Ра-ра-ра, начинается игра»
Теория:
Дифференциация Р – Р.
Практика:
Развитие зрительно-пространственной траектории (лабиринт – «Где чей подарок?»)
Подбор слов по заданной схеме.
Воспроизведение слогового ряда.
Тема: «Высоко летит наш самолет»
Теория:
Дифференциация звуков
Л – Р, Л – Р.
Преобразование слогов, слов.
Практика:
Ориентировка на микроплоскости с проговариванием направления движения.
Определение позиции звуков в слове.
Тема: «Как поменять слова»
Теория:
Правописание ЧА, ЧУ.
Практика:
Составление схем слов со стечением согласных.
Сравнение двух одинаковых картинок «Найди отличия»
Выкладывание букв из бусинок.
Тема: «Что сначала, что потом»
Теория:
Дифференциация звуков.
Преобразование слогов, слов.
Практика:
Воспроизведение слоговых рядов.
Игра «Что напутал художник?»
Тема: «Сказка за сказкой»
Теория:
Дифференциация звуков.
Практика:
Подбор предложений к заданной схеме.
Игра «Узнай и назови достопримечательности города по открыткам».
Тема: «Сказка про невидимку»
Теория:
Правописание
ЩА – ЩУ.
Анализ слов различного звуко-слогового состава.
Практика:
Игра «Найди две одинаковые ракеты» по предложенной иллюстрации.
Тема: «Еще одна сказка»
Теория:
Уточнение правописаний ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.
Дифференциация этих звуков.
Практика:
«Сравни два дома и назови отличия»
Зрительный диктант.
Тема: «Что сначала, что потом»
Теория:
Составление схем слов и предложений.
Дифференциация этих звуков.
Практика:
Слуховой диктант
Выполнение двигательных упражнений на цветовые сигналы.
Игра «Перекрёсток»
Тема: «Наши друзья – буквы»
Теория:
Дифференциация звуков.
Практика:
Закрепление парных согласных
Игра «Какое насекомое спряталось на картинке?»
Тема: «Про ежика»
Теория:
Повторение гласных звуков.
Закрепление мягкости согласных перед гласными.
Практика:
Штрихование звёздочки.
Тема: «Про юлу»
Теория:
Закрепление мягкости согласных.
Ударение.
Практика:
Закрепление навыков чтения и печатания.
Выкладывание фигурки колоска по образцу.
Тема: «Как хорошо уметь читать»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Практика:
Работа в игровизорах
Закрепление навыков чтения и печатания
Тема: «Лето жаркое идет!»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Практика:
Работа в игровизорах
Закрепление навыков чтения и печатания
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”,
– Методика “Графический диктант” (автор Д. Б. Эльконин,
– Тест “Цветопись” (Лутошкин) – для выявления эмоционального состояния детей.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
1. Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям СанПин;
2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт;
3. Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий;
4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий;
5. Дидактические пособия:
• разрезная магнитная азбука;
• планшет для печатания букв;
• тетради в клетку и косую линейку;
• дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;
• демонстрационные наглядные пособия.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.
Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей. На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с новыми терминами, учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Используем ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяется особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей шести лет. Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным средством развития ребенка по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующее их возрасту развитие моторики и сенсорики. Дети шести лет действуют с материалами самостоятельно, в свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий их мир.
Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей шести лет является активная помощь родителей.
Тема «В гости буквы к нам пришли»
Теория:
Выделение начального ударного гласного.
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 2-х гласных.
Практика:
Письмо буквы А.
Обведение овощей по трафарету и их штрихование.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Тема «Новая буква»
Теория:
Выделение начального ударного гласного.
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 2-х гласных.
Практика:
Письмо буквы У.
Обведение овощей по трафарету и их штрихование.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Тема «На прогулку мы идём»
Теория:
Выделение начального ударного гласного.
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 2-х гласных.
Практика:
Письмо букв А, У.
Обведение овощей по трафарету и их штрихование.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 3-х гласных
Практика:
Письмо буквы И
Использование зашумлённой картины.
Дидактическая игра «Найди пару»
Тема: «Звуки разные нужны, звуки всякие важны»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Анализ звукового ряда из 3-х гласных
Практика:
Письмо буквы Э
Использование зашумлённой картины.
Дидактическая игра «Найди пару»
Тема: «Тук-тук»
Теория:
Анализ и синтез обратных слогов.
Развитие цветовосприятия.
Воспроизведение слогового ряда.
Практика:
Чтение и письмо слогов
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (признаки осени)
п\и «Грабли», «Ёлочка»
Тема: «В мире слов»
Теория:
Выделение конечного согласного.
Дифференциация звуков.
Практика:
Соотнесение силуэтных изображений с реальными предметами «Что на рисунке ближе, дальше?»
Выкладывание из палочек «Грибок»
Преобразование слогов: АТ-ТА, УК-КУ
Тема: «Мамина буква»
Теория:
Выделение начального согласного.
Анализ прямого слога.
Практика:
Письмо буквы М.
Составление целого из частей.
Дидактическая игра «Найди неправильно написанные буквы»
Тема: «Слово «Кит» и слово «Кот»
Теория:
Развитие глазодвигательной функции
Анализ односложных слов: МАК, КОТ, КИТ.
Практика:
Дидактическая игра «Найди близкий путь из лабиринта»
Выкладывание из палочек
Выделение на слух звука Л.
Выделение ударного гласного после согласного.
Тема: «Новые звуки»
Теория:
Выделение начального согласного.
Дифференциация звуков от других.
Практика:
Анализ и чтение односложных слов.
Группирование предметов по признаку (цвет, форма).
Дидактическая игра «Составь из частей целый предмет»
Подвижная игра «Таня и мячик»
Тема: «Закрепляй-ка»
Теория:
Выделение звука из состава слова.
Дифференциация звуков.
Практика:
«Сервировка стола»
Дидактическая игра
«Что забыл нарисовать художник?»
Тема: «Где ты буква Ы?»
Теория:
Выделение ударного гласного после согласного.
Дифференциация
Ы-И.
Практика:
Чтение слогов и слов.
Подбор слов к данным схемам
п\и «Сыночек», «Семья»
Тема: «Насос»
Теория:
Определение места звука в слове.
Деление слов на слоги.
Практика:
Звуко-слоговой анализ слов: СУП, СОМ, ГУСИ, САНИ.
Игра «Зеркало».
п\и «Дорожка», «Помощник»
Тема: «Поиграем с буквами»
Теория:
Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация звуков.
Практика:
Словесное обозначение направленией: вверх-вниз, слева-направо.
Выкладывание из палочек «Санки», «Лопатка»
Звуко-слоговой анализ двусложных слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА.
Тема: «Наши друзья – буквы»
Теория:
Слогообразующая роль гласных.
Практика:
Звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением согласных: БАНТ, БИНТ.
п\и «Птичка»
Тема: «Давай поиграем!»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Группирование предметов по одному из признаков
(цвету, форме).
Практика:
Звукобуквенный анализ слов типа БУТОН.
п\и «Ёлочка»
Выкладывание «Флажок»
Тема: «Новые звуки»
Теория:
Узнавание предметов по силуэтному изображению.
Дифференциация звуков Д-Т
Практика:
Выкладывание из палочек фигур дом. Животных
Работа с разрезной азбукой.
Правописание согласных в конце слов.
Тема: «Семь раз отмерь, один – отрежь!»
Теория:
Звукослоговой анализ слова КНИГИ
Деление предложений на слова.
Практика:
Развитие прослеживающей функции глаз: «Куда села птица»
Д/и «Что перепутал художник?»
Работа с разрезной азбукой.
Тема: «Поспешишь – людей насмешишь»
Теория:
Преобразование слов (мишка-миска).
Правописание ШИ.
Практика:
Узнавание предметов по силуэтному изображению.
Дидактическая игра «Обведи изображение и заштрихуй»
Чтение, печатание.
Тема: «Сказка за сказкой»
Теория:
Правописание ЖИ.
Правописание согласного на конце слова.
Практика:
Выкладывание из спичек фигурки жирафа, черепахи
Выдели животное из зашумлённой картинки
Тема: «Проколи колесо»
Теория:
Правописание ЖИ-ШИ.
Дифференциация звуков.
Практика:
Преобразование слов
Развитие ориентировки на микроплоскости
Тема «Как поменять слова»
Теория:
Правописание согласного в конце слова.
Схема предложений.
Практика:
Узнавание предметов по силуэтному изображению.
Печатание, чтение предложений.
Тема: «Послушай-ка, дружок!»
Теория:
Дифференциация звуков Л-Л.
Звукослоговой анализ слов со стечением согласных
Практика:
Выкладывание из спичек фигурку по образцу (танк, самолёт, ракета, кораблик).
Тема: «Ра-ра-ра, начинается игра»
Теория:
Дифференциация Р – Р.
Практика:
Развитие зрительно-пространственной траектории (лабиринт – «Где чей подарок?»)
Подбор слов по заданной схеме.
Воспроизведение слогового ряда.
Тема: «Высоко летит наш самолет»
Теория:
Дифференциация звуков
Л – Р, Л – Р.
Преобразование слогов, слов.
Практика:
Ориентировка на микроплоскости с проговариванием направления движения.
Определение позиции звуков в слове.
Тема: «Как поменять слова»
Теория:
Правописание ЧА, ЧУ.
Практика:
Составление схем слов со стечением согласных.
Сравнение двух одинаковых картинок «Найди отличия»
Выкладывание букв из бусинок.
Тема: «Что сначала, что потом»
Теория:
Дифференциация звуков.
Преобразование слогов, слов.
Практика:
Воспроизведение слоговых рядов.
Игра «Что напутал художник?»
Тема: «Сказка за сказкой»
Теория:
Дифференциация звуков.
Практика:
Подбор предложений к заданной схеме.
Игра «Узнай и назови достопримечательности города по открыткам».
Тема: «Сказка про невидимку»
Теория:
Правописание
ЩА – ЩУ.
Анализ слов различного звуко-слогового состава.
Практика:
Игра «Найди две одинаковые ракеты» по предложенной иллюстрации.
Тема: «Еще одна сказка»
Теория:
Уточнение правописаний ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.
Дифференциация этих звуков.
Практика:
«Сравни два дома и назови отличия»
Зрительный диктант.
Тема: «Что сначала, что потом»
Теория:
Составление схем слов и предложений.
Дифференциация этих звуков.
Практика:
Слуховой диктант
Выполнение двигательных упражнений на цветовые сигналы.
Игра «Перекрёсток»
Тема: «Наши друзья – буквы»
Теория:
Дифференциация звуков.
Практика:
Закрепление парных согласных
Игра «Какое насекомое спряталось на картинке?»
Тема: «Про ежика»
Теория:
Повторение гласных звуков.
Закрепление мягкости согласных перед гласными.
Практика:
Штрихование звёздочки.
Тема: «Про юлу»
Теория:
Закрепление мягкости согласных.
Ударение.
Практика:
Закрепление навыков чтения и печатания.
Выкладывание фигурки колоска по образцу.
Тема: «Как хорошо уметь читать»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Практика:
Работа в игровизорах
Закрепление навыков чтения и печатания
Тема: «Лето жаркое идет!»
Теория:
Дифференциация звуков от других.
Практика:
Работа в игровизорах
Закрепление навыков чтения и печатания
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”,
– Методика “Графический диктант” (автор Д. Б. Эльконин,
– Тест “Цветопись” (Лутошкин) – для выявления эмоционального состояния детей.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
1. Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям СанПин;
2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт;
3. Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий;
4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий;
5. Дидактические пособия:
• разрезная магнитная азбука;
• планшет для печатания букв;
• тетради в клетку и косую линейку;
• дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;
• демонстрационные наглядные пособия.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.
Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей. На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с новыми терминами, учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Используем ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяется особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей шести лет. Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным средством развития ребенка по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующее их возрасту развитие моторики и сенсорики. Дети шести лет действуют с материалами самостоятельно, в свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий их мир.
Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей шести лет является активная помощь родителей.