Юлия Лядовских
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Ч’] и [Щ’]»
▼ Скачать +Заказ
Дата проведения: 12.02.19г
Цель: закрепить представление о звуках [Ч'] и [Щ'].
Обучающая задача :
- Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словарного запаса детей;
- Расширение представления об органах артикуляции и их участия в произнесении звуков;
- Развитие грамматического строя речи;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте „Звуки [Ч’] и [Щ’]“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Развитие умения различать согласные звуки по способу произнесения и длительности звучания;
Воспитательная задача:
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство справедливости.
Наглядность: иллюстрации к занятию, картинки со звуками Ч, Щ.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Расскажите о звуке [Щ']. Назовите слова с этим звуком. Почему щетки напали на Лисенка, и не тронули Ежика и Мудрую Сову?
История про Ежика, Лисенка и Мудрую Сову.
После происшествия с щетками друзья – игрушки обнаружили между домиками звука ч и щ тропинку, которая привела их к замечательной площадке. Там нашлось все необходимое для отдыха путешественников. Продукты, посуда, вещи и все остальное было аккуратно сложено в большом ящике и сундучке. Даже вода была в большой пузатой бочке.
Не теряя времени трое друзей принялись хлопотать. Они помыли овощи, приготовили из них щи и накрыли на стол. А когда подошло время пить чай с хрустящим печеньем, Мудрая Сова спохватилась: «Как же мы могли забыть о тех, кто позаботился о нашем отдыхе?»
И она пригласила их к чаю: «Но кого мы будем приглашать, если тут кроме нас никого нет?» - растерялся Ежик. «А ты подойди к началу тропинки, - посоветовала Мудрая Сова. – Там и живут эти звуки.
- К домикам каких звуков тропинка привела Ежика?
- Сегодня мы поговорим о звуках ]Ч'] и [Щ'].
2. Мотивационная игра.
Предлагаю вам поиграть и сравнить звуки Ч и Щ. Какой из звуков тянется? А какой произносится отрывисто? Что общего у этих звуков? Используя рисунок, назовите слова сначала со звуком Ч, потом со звуком Щ. Какие вы знаете слова с этими звуками?
3. Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения.
Про какие звуки мы сегодня с вами будем говорить?
Сейчас я вам предлагаю схему, объясните, что означает схема и подберите к ней слова.
4. Получение нового знания.
Восполнение звукового и слогового анализа слов.
Добавьте в конце слова звук ч или щ. Товари., кала., сила. ,бор., вра., кле., гра, плю,хря., лу,ве,до….
Кого называют товарищами? У нас есть слоги товарищи и они придумали для вас интересную игру. Поставьте в конце слова слог Ча или Ща.
Встре, пи., зада, ро, ку., гу, све, да,ча…
Чем роща отличается от чащи?
Добавьте в конце слова слог Чи или Щи.
Кри, пи, мол., тре, мя, ве, све., ово, гра., кле, кирпи, труба…
Добавьте в конце слва слог Чу или Щу.
Сту., та., встре., про, кри,уго, вер,тре, мол.
5. Физкультминутка.
Живет в норе чудовище.
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища – длинный хвостище.
Крепки у него лапищи.
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи у него усищи.
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище это мышка.
Пещера - мышкина нора,
А сокровище – хлебная корка.
6. Самостоятельное применение нового знания.
Изменение формы слов.
Скажите со словом еще: сладко, чисто, легко, просто, густо, часто, крепко.
Какие слова вы назвали со звуком Ч, какие с звуком Щ. И какие слова с двумя этими звуками.
Придумайте предложения со словами чисто и чище.
(Маша вымыла посуду чисто, а Лера еще чище).
Замена звуков Ч и Щ.
Скажите со звуком Щ вместо Ч. ЧА (ЩА, Чи (Щи, ЭЧ (ЭЩ, ЧЕ (ЩЕ).
Скажите со звуком Ч вместо Щ.
УЩ (УЧ, УЩУ (УЧУ, АЩИ (ИЩУ).
Замените словах звук Ч на Щ. А Щ на Ч.
Лечи (Лещи, Челка (Щелка, помочь, щетки, чека, горящий, плащ.
Игра назови ласково.
Назови ласково картинки и обведи те, в которых есть звук ч и щ. (Ящичек, щеночек, щеточка).
Выкладывание слов с помощью звуков карточек.
Мяч, чай, щука, ночь, ящик.
7. Итог. Рефлексия.
С какими звуками мы сегодня с вами познакомились?
Чем отличается звук щ от звука ч?
Если вы справились со всеми заданиями на занятии и у вас не было трудностей поднимите 2 руки, если у вас возникли затруднения, но вы вы все поняли на занятии поднимите 1 руку, если вы не справились с заданиями и было все не понятно, то показываем ладошку.