Алина Царькова
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2.
Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался.
Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.
Публикация «Фридрих Вильгельм Август Фрёбель, Вклад в развитие дошкольного образования» размещена в разделах
В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.
С 1799 года он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.
В 1808 году Фрёбель переселился в Ивердон и поступил учителем в школу известного швейцарского педагога Песталоцци.
Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский.
Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в действующую армию.
13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение для мальчиков, организованное по его системе.
В 1818 году Фрёбель женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние.
Постепенно школа Фрёбеля начала процветать. В 1821 – 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля : «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году. В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей.
В 1836 – 1837 гг. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане изложена педагогическая система воспитания.
В 1838 – 1839 гг. Фрёбель путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.
В 1838 -1840 гг. он издаёт «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей».
В 1839 г. Издаётся его известная книга «Материнские и ласкательные песни».
В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом».
Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад»? Ф. Фрёбель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребёнка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе», работающих в нём педагогов назвал «садовницами».
Воспитательниц и нянь для детских садов специально обучали.
Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей. Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития, Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».
В 1844 г. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Песни и игры использовались в практике детского сада.
В 1849 – 1850 гг. Фридрих Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Его педагогические идеи вошли в единую систему образования от детского сада до университета.
22 сентября 1851г. по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты, Фрёбель принял этот удар стойчески и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».
21 июня 1852 г. Фридрих Фрёбель скончался в г. Мариентале.
Его надгробие выполнено в виде трёх фигур – куба, цилиндра и шара. Это его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.
Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в 19в. появились в Швейцарии, Англии, США, России. В 1860 г. в Германии детские сады вновь были открыты.
Слайд 3.
На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия : кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.
Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически, до сих пор используются в детских садах.
Слайд 4
Фрёбель изобрёл систему раннего развития, основанную на т. н. «дарах», которые впоследствии получили его имя.
Первым даром, (рекомендовано с 2 месяцев) по его мнению, является мяч.
Фребель замечал, что шар наиболее удобен ребенку, и шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д.
Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый (всего 7 мячей). К каждому мячу прикреплена ниточка.
Раскачивая шарик в разные стороны, приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», ребенок знакомится с пространственными представлениями.
Слайд 5.
Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. (Возраст с 2 лет). Диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
Занятие по Фрёбелю со вторым даром
1) Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
2) Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.
Выявление, фактов: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Слайд 6.
Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). ( Возраст: от 4 лет). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»);
Слайд 7
Фрёбель предлагает три основных типа занятий:
1)Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни. (Стол, стул, ворота).
Дети могли их сделать по образцу, по картинке.
Слайд 8
2)Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.
При занятиях с жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: - Готовые фигуры не разрушаются; - Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Такой конструктор позволяет научить ребёнка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятия длины, ширины.
3)Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.
Слайд 9.
Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. (Возраст с 4 лет). Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.
Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.
Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.
Слайд 10.
Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. ( Возраст: с 5 лет). Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.
Слайд 11.
Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. ( Возраст: с 6 лет). Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.
При строительстве соблюдаем те же правила: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух.
Слайд 12.
Дар седьмой: цветные фигуры. (С 5 лет)
Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию; развивает воображение. Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.
Слайд 13.
Дар восьмой: палочки. Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение: используется для введения идеи периметра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.
Слайд 14.
Дар девятый: кольца и полукольца.
Цель: представляет идею кривой Применение: используется для введения идеи края цилиндра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.
Слайд 15.
Дар десятый: мозаика.
Цель: демонстрирует, что линия состоит из точек.
Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетания цветов и составление цветных узоров.
Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности.
Слайд 16.
Почему Фрёбель – педагогика популярна и сегодня в мире
Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на математике, эстетике и взаимодействии с природой. Именно поэтому та среда, которую он разработал, не подвержена влиянию времени;
В последнее время систему детского образования, основанную на принципах Фрёбель – педагогики всё чаще называют «устойчивой системой образования воспитания детей раннего возраста»;
Сложные задания и игры, которые впервые предложил Фрёбель являются примером наиболее эффективного метода саморазвития и самовоспитания детей от рождения до школы;
Влияние игры на качество образования в детских садах доказали долгосрочные международные исследования.
Слайд 17 Спасибо за внимание!