Елена Шибанова
Фрагмент календарного плана в подготовительной группе «Кладовая природы. Труд людей осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «
Кладовая природы. Труд людей осенью
»
Цель: обобщить и расширить знания детей об осенних явлениях природы, об осеннем урожае и сельскохозяйственных работах.
Понедельник
Утро Составление рассказа по теме «Дары природы» с Алиной, Ксюшей – закреплять умение составлять рассказ из личного опыта.
Д/и «Чем отличаются пейзажи» - найти как можно больше отличий между двумя картинами (Максим, Илья) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Публикация «Фрагмент календарного плана в подготовительной группе „Кладовая природы, Труд людей осенью“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Труд людей осенью
- Труд людей осенью. Планирование
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Дежурство в уголке природы – закреплять представления детей об особенностях ухода за комнатными растениями. Игра-эстафета «Овощи и фрукты»
Игровая ситуация «В магазин привезли овощи и фрукты»
Нод
1. Коммуникативная деятельность (Развитие речи) «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта. (Бондаренко с. 18)
Цель: связная речь – передавать текст последовательно и точно, грамматика – познакомить с разным способами образования степеней сравнения прилагательных и наречий, словарь – подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, звуковая культура речи – заканчивать фразу, начатую воспитателем, произносить двустишие с разной силой голоса.
Средства: рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания», иллюстрации к рассказу, мяч
Способы: чтение рассказа, вопросы воспитателя, рассказы детей с опорой на иллюстрации, игра «скажи наоборот», рефлексия.
2. Изобразительная деятельность (Лепка) «Фрукты-овощи» (витрина магазина). (Лыкова с. 48)
Цель: совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина». Развивать композиционные умения – правильно передать пропорциональные соотношения между предметами и показывать их расположение в пространстве.
Средства: цветной картон, пластилин, стеки, салфетки, рекламные буклеты, продовольственных магазинов, иллюстрации с изображением витрин.
Способы: беседа, проблемная ситуация – поможем художнику оформить витрину магазина, обсуждение способ выполнения, самостоятельная работа детей, рефлексия.
3. Двигательная деятельность (Физическая культура) (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Прогулка Д/и «Моё облако» - развивать воображение, эмоциональную сферу, образное восприятие природы (Егор, Данил)
Спортивное упражнение «Лягушки» - закреплять умение прыгать с ноги на ногу с продвижением вперёд (Ксюша, Вика Г.) Наблюдение за облаками – формировать умение видеть красоту неба, делать открытия, рассуждать, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Труд на участке: уборка опавших листьев – формировать трудовые умения и навыки, вызвать чувство удовлетворение от проделанной работы.
П/и «Солнышко и дождик» - закреплять умение действовать по сигналу, воспитывать выдержку.
Самостоятельная двигательная деятельность детей - проявлять активность в организации подвижных игр со сверстниками, самостоятельность, творчество.
Вечер Д/и «Во саду ли в огороде» - закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты» (Таня, Варя)
Беседа «Как сделали томатный сок» - познакомить с трудом овощеводов и рабочих плодоовощного консервного завода (Дима, Глеб, Макар) Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Игровое упражнение «Причешись-ка» - закреплять умение следить за своим внешним видом, приводить в порядок свою причёску, формировать навыки самообслуживания.
П/и «Гроза»
Музыкальная игра «Зайчик»
Самостоятельная деятельность в уголке ИЗО: лепка «Осенний урожай»
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение «Катание на самокате» - закреплять умение удерживать равновесие, объезжать препятствия (Тая, Вика, Макар) Наблюдение за погодой – отметить изменение в погоде с приходом осени.
Трудовое поручение: вместе с воспитателем осмотреть свои грядки на огороде. Собрать поспевшие овощи, если их уже нет, собрать засохшую ботву.
П/и «Казаки-разбойники» - познакомить с народной игрой, развивать ловкость.
Самостоятельная игровая деятельность на участке – способствовать использованию в играх предметов-заместителей.
Вторник
Утро Беседа о сезонных изменениях в природе – закрепить знания о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени, воспитывать любовь к родной природе (Алиса Ш., Тая)
Д/и «Когда это бывает?» - определять время года по описанию (Дима, Вика Л.) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по столовой – самостоятельно выбирать дежурных по столовой, использовать карточки для обозначения дежурных. Воспитывать ответственность, добросовестность
Самостоятельные игры в спортивном уголке: боулинг, кольцеброс, лазание по гимнастической стенке.
Нод
1. Познавательно-исследовательская деятельность (математическое развитие) «Сравнение групп предметов по количеству» (№3 Сычёва с. 19)
Цель: развивать умение сравнивать группы предметов по количеству; закрепление понятий «больше», «меньше»; закрепление порядкового счёта в пределах от 1 до 10; закрепление навыков согласования числительных с существительными; развитие конструктивного праксиса; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Средства: магнитная доска, сюжетная картинка к рифмовке, наборные полотна по количеству детей, силуэтные картинки с изображением рыбок, конверты с разрезными картинками из пяти частей, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
Способы: художественное слово, игровая мотивация, вопросы воспитателя, работа в тетрадях, физкультминутка «Лето жаркое прошло», рефлексия.
2. Коммуникативная деятельность (подготовка к обучению грамоте) «Звук [j], буква «Й» (Нищева с. 175)
Цель: ознакомление со звуком [j], и буквой «Й»; формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой; совершенствование навыка звукового и слогового анализа и синтеза; совершенствование навыка печатания.
Средства: магнитная доска, элементы для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, ручки, предметные картинки, содержащие в названиях звук [j], полоски и игрушечные зайки для определения мест звука в слове, схема слова, цифры «2» и «3».
Способы: организационный момент, игра «Листопад», упражнение «Кто скорее?», знакомство с буквой «Й», работа в тетрадях, физкультминутка «В лесу», игра «Зайкина прогулка», игра «Два и три», упражнение «Подбери слова к схеме», рефлексия.
3. Двигательная деятельность (физическая культура на воздухе)
Задачи: развивать умение детей начинать и прекращать игру по сигналу воспитателя, быстро и чётко выполнят команды, построения, выходить на определённое место.
Прогулка
Спортивная игра бадминтон – актуализировать знания детей о правилах игры, закреплять умение выполнять удары по летящему волану, подачу (Ксюша, Маша) Наблюдение: деревья осенью – узнавать деревья по строению ствола, листьев, плодов, обратить внимание на характерные изменения в жизни растений, предложить отметить, листья каких деревьев изменили окраску.
Трудовые поручения: уборка на дорожках участка – способствовать совершенствованию соответствующих трудовых навыков детей, соблюдению правил личной гигиены в ходе работы.
П/и «Мяч водящему» - упражнять детей в использовании освоенных ими действий с мячом, развивать крупную моторику рук, повышать подвижность суставов, воспитывать целеустремлённость.
Самостоятельная игровая деятельность по интересам детей - формировать умения детей выступать организаторами игр, подбирать необходимый инвентарь и атрибуты.
Вечер
Игра-беседа «Что летом родится, зимой пригодится» - воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами; уважение к труду людей, работающих на земле. (Вика Г., Тая)
Д/и «Не ошибись» - развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток (Дима, Глеб, Макар) Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Упражнение «Праздник чистоты» -формировать КГН: правильно использовать предметы личной гигиены, проявлять бережное отношение к ним. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Конструктивные игры со строительным материалом: строим кукольный театр.
Вечерняя прогулка
Д/и «Найди листок, как на дереве» - закреплять умение классифицировать растения по определённому признаку (Илья, Максим)
Наблюдение за природой после дождя – закреплять знания детей о различной погоде, спросить детей, что они знают о дожде, как люди укрываются от непогоды.
П/и «Солнышко и дождик» - действовать по сигналу, воспитывать выдержку.
Труд: уборка на веранде – воспитывать желание поддерживать порядок на своей веранде, содержать её в чистоте.
Самостоятельная двигательная деятельность детей – выбирать партнёров по игре, выступать в качестве организаторов.
Среда
Утро
Беседа на тему «Царство растений – грибы» - дать представление о съедобных и несъедобных грибах, познакомить с правилами сбора грибов, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов (Алиса, Вика Л., Алина)
Д\и «Больница» - систематизировать знания детей о лекарственных растениях и их свойствах (Алла, Ксюша) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Знакомство с новыми атрибутами уголка трудового воспитания – продолжать знакомить детей с атрибутами и инструментами трудового уголка, разными видами труда в детском саду (хозяйственно-бытовой, труд в природе, со значением труда в жизни людей. Рассказать о безопасных способах обращения с инструментами. Самостоятельная деятельность в книжном уголке: рассматривание иллюстраций к произведениям об осени, рассматривание сюжетных картинок о труде людей осенью.
Нод
1. Коммуникативная деятельность (развитие речи) «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (Бондаренко с. 148)
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух.
Средства: рисунки детей о золотой осени, стихотворение Е. Трутневой «Осень»
Способы: рассматривание рисунков, беседа, чтение стихотворения, вопросы воспитателя, индивидуальное чтение детьми стихотворения наизусть, рефлексия.
2. Изобразительная деятельность (аппликация) «Осенний натюрморт» композиция в корзинке (Лыкова с. 46)
Цель: совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. развивать чувство формы и композиционные умения. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и искусстве.
Средства: репродукции натюрмортов, заготовки-корзинки, квадратики и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Способы: рассматривание натюрмортов, обсуждение способов вырезания, показ воспитателем образца, самостоятельная работа детей, чтение русской народной потешки «Ваня-Ванечка», рефлексия (выставка детских работ)
3. Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: способствовать восприятию музыкального произведения, умению дать оценку характеру музыки; развивать танцевальные движения у детей, умение выполнять движения в парах, воспитывать внимание, дружелюбие.
Прогулка
Д/и «Закончи предложение» - понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном выборе слов (Егор, Данил) Наблюдение за дождевыми червями – продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей; показать их приспособление к жизни в почвенной среде.
П/и «Третий лишний» - формировать у детей умение быстро и точно реагировать на сигнал, способствовать совершенствованию основных движений при беге на скорость. Воспитывать уверенность в себе, развивать скоростные качества, ловкость.
Трудовые поручения: подготовка клумбы к зиме – воспитывать трудолюбие, поощрять желание трудиться на общую пользу.
Самостоятельная игровая деятельность детей- закреплять навыки культурно- досуговой деятельности.
Вечер
Ситуация общения на тему «Куда улетают птицы?» - подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в тёплые края, обсудить, как можно облегчить проживание птиц в зимний период (Дима, Илья, Глеб)
Пластический этюд «Уборка урожая» - имитировать движения по заданию педагога, передавать мимикой и жестами свои эмоции (Тая, Вика Г., Данил)
Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Игровая ситуация «Мой внешний вид» - формировать умение замечать и устранять «неполадки» в их внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске, воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом. Самостоятельная деятельность в уголке ИЗЩ: рисование по трафаретам «Что нам осень принесла?»
Вечерняя прогулка
Д/и «кому что нужно?» - активизировать в речи детей и уточнить названия профессий и орудий труда, закреплять умение составлять развёрнутые предложения, используя названия представителей различных профессий. (Максим, Варя) Наблюдение за поведением птиц – уточнить представление детей об изменении образа жизни птиц осенью, рассказать об изменениях. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, подвести к пониманию причин отлёта птиц.
П/и «Сорока» - развивать ловкость, быстроту реакции.
Труд: сбор опавших листьев для гербария – вызвать интерес к окружающему.
Самостоятельная деятельность детей – воспитывать дружеские взаимоотношения во время совместных игр.
Четверг
Утро
Ситуативный разговор об овощах и витаминах – систематизировать знания детей о пользе овощей для полноценного развития ребёнка (Кира, Дима)
Беседа по вопросам: «Кто из вас, ребята, любит трудиться на огороде? Какую работу вы выполняете на огороде, чтобы вырастить хороший урожай?» (Алина, Маша)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Работа в уголке природы: рыхление почвы – уточнить, как и для чего производят рыхление почвы, какие инструменты для этого используют, какие правила необходимо соблюдать. Способствовать совершенствованию детьми соответствующих трудовых навыков. Самостоятельные игры в центрах активности.
Нод
1. Социальный мир «Помоги собрать урожай» (Горбатенко с. 65)
Цель: закрепить у детей знания о том, как урожай собирают в поле, саду, на огороде; развивать умение различать плоды по месту их выращивания; воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду; познакомить детей с сельскохозяйственными профессиями.
Средства: Загадки об овощах и фруктах, муляжи овощей и фруктов (по количеству детей, подносы, сюжетные картинки.
Способы: отгадывание загадок об овощах и фруктах, игра «Собери урожай», игра «Угадай профессию», рефлексия.
2. Познавательно-исследовательская деятельность (математическое развитие) «Свойства предметов: цвет, высота, ширина» (№4 Сычёва с. 22)
Цель: развитие умения определять и сравнивать свойства предметов; развитие навыков объединения предметов в группы в соответствии с заданными свойствами; закрепление понятий «высокий», «низкий», выше», «ниже», «широкий», «узкий», «шире», «уже»; развитие конструктивного праксиса; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Средства: магнитная доска, силуэтные изображения ёлок, поднос, набор из восьми полосок разной длины, конверты с силуэтными картинками, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
Способы: художественное слово, вопросы воспитателя, работа в тетрадях, индивидуальная работа с набором картинок, физкультминутка «Листики», рефлексия.
3. Двигательная деятельность (физическая культура (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Прогулка
Игровое упражнение: перебрасывание мячей с отскоками от пола – развивать ловкость, быстроту реакции (Таня, Варя) Наблюдение за лужами – воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление познать её закономерности.
П/и «Садовник» - разучить названия цветов, развивать ловкость.
Трудовые поручения: уборка на участке детского сада – помочь детям распределить обязанности в совместном труде, действовать в коллективе согласованно. Способствовать совершенствованию трудовых навыков.
Самостоятельные игры детей – распределять роли согласно пожеланиям всех играющих, развивать сюжет, дополнять его новыми персонажами.
Вечер
Чтение стихотворения Л. Некрасовой «Огородники» - продолжать знакомить с художественной литературой, вызвать интерес к чтению (Ксюша, Алина)
Досуг «Вечер загадок» - закреплять умение понимать смысл загадки, отгадывать загадки об овощах и фруктах, воспитывать выдержку, взаимоуважение. (все желающие дети)
Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Эмоционально-дидактическая игра «Сороконожка» - развивать коммуникативные навыки, умение работать в общем режиме группы, снимать телесные зажимы.
Самостоятельная деятельность в музыкальном уголке: пение песен об осени, игра на музыкальных инструментах.
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение: катание на самокате – развивать интерес детей к данному виду деятельности, сохранять правильную осанку и равновесие, упражнять в выполнении поворотов и движения по кругу, по линиям (Макар, Глеб) Наблюдение за цветом неба – развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
П\и «Пожарные н учении» - познакомить детей с правилами игры, упражнять в лазании по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская реек.
Труд: наведение порядка на участке – формировать навыки работы с различным инвентарём. Воспитывать культуру трудовой деятельности.
Самостоятельная двигательная деятельность детей – находить занятие по интересам, организовывать подвижные игры.
Пятница
Утро
Решение проблемной ситуации «Нужно ли убирать листья в лесу?» - формировать умение рассуждать на заданную тему, делать выводы и умозаключения, основываясь на наблюдения из личного опыта (Алла, Арсений)
Пластический этюд «Садовник» - продолжать развивать умение мимикой и жестами передавать поведение и работу садовника (Маша, Вика Л.) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по занятиям – закреплять освоенные ранее навыки дежурств по занятиям, самостоятельно планировать работу. Обсудить особенности дежурств в подготовительной группе. Воспитывать самостоятельность, ответственность. Самостоятельные игры детей с разными видами конструктора «Наша дача»
Нод
1. Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: способствовать восприятию музыкального произведения, умению дать оценку характеру музыки; развивать танцевальные движения у детей, умение выполнять движения в парах, воспитывать внимание, дружелюбие.
2. Изобразительная деятельность (рисование) «Осенний натюрморт» (Леонова с. 76)
Задачи: продолжать знакомить детей с натюрмортом как жанром изобразительного искусства, дать представление о композиции, композиционном центре картины, совершенствовать технику рисования с натуры, добиваться более точной передачи строения, формы, пропорции.
Средства: осенний натюрморт, составленный из фруктов, бумага для акварели, кисти, акварельные краски, стаканчики с водой, салфетки, простые карандаши, репродукция картины И. Хруцкого «Цветы и плоды», стихотворение А. Ориховской «Дары осени»
Способы: Рассматривание репродукции «Цветы и поды», беседа, вопросы к детям, чтение стихотворения, самостоятельная работа детей, пальчиковая гимнастика «Капуста», анализ детских работ.
3. Природный мир «Путешествие колоска» (Воронкевич с. 317)
Цель: познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и чёрный хлеб; развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зёрен); познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
Средства: колосья зерновых культур (рожь, пшеница, модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь, игровые персонажи (мышата Круть и Верть).
Способы: сюрпризный момент (появление мышат, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, беседа, рассматривание колосков и сравнение их друг с другом, художественное слово (стихотворение Д. Тихомирова «Два колоска», А. Кольцова «Песня пахаря», «Посев», «Хлебная уборка», физкультминутка «Колоски растут», рефлексия.
Прогулка
Д/и «Кем быть?» - углублять знания детей о разных видах сельскохозяйственного труда. Воспитывать уважение к работе тружеников села, желание брать на себя роли в творческих играх на темы труда сельскохозяйственных рабочих (Алиса, Тая, Вика Г.) Наблюдение: фруктовые деревья в сентябре (яблоня) – расширять представления детей о фруктах и фруктовых деревьях, закреплять умение различать их.
Труд: уборка мусора на участке – формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление самостоятельно действовать, поддерживать и восстанавливать порядок.
П/и «Коршун и наседка» - формировать умение действовать в соответствии с правилами игры, комментировать свои действия, оценивать их соответствие правилам игры.
Самостоятельная двигательная деятельность детей – закреплять умение объединять ся в группы по интересам, договариваться, распределять роли, с помощью считалок.
Вечер
Ситуация общения «Почему желтеют листья? Почему травы поникли?» - расширять кругозор детей, воспитывать интерес к живой природе (Илья, Егор, Данил)
Д/и «От зёрнышка до булочки» - систематизировать и закреплять знания детей о том, как выращивают и производят хлеб, активизировать словарь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов (Максим, Дима) Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Хозяйственно-бытовой труд: мытьё игрушек – продолжать формировать умения детей в выполнении поручений, воспитывать ответственность, трудолюбие. Работа в уголке физического воспитания: игры и упражнения по выбору детей.
Вечерняя прогулка
Спортивная игра «Городки» - совершенствовать умение детей принимать и сохранять стойку игрока, правильно держать биту (Кира, Вика Г.)
Наблюдение за работой дворника – расширять представления детей о рабочих профессиях, о значимости труда.
Труд: помощь дворнику в подметании дорожек – формировать соответствующие трудовые навыки, воспитывать уважение к чужому труду.
П/и «Бездомный заяц» - закреплять умение детей действовать в соответствии с правилами игры, анализировать свои действия на предмет соответствия правилам.
Самостоятельные игры с выносным материалом – использовать в играх предметы-заместители, продумывать сюжет игры на основании имеющихся игрушек.