Терентьева Елена
Структура и содержание календарного плана
▼ Скачать + Заказать документы
слайды к презентации. docx
2 слайд
За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования.
Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой — учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые.
Публикация «Структура и содержание календарного плана» размещена в разделах
Порой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.
3 слайд
Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.
4 слайд
Наиболее встречаемые недостатки
и ошибки в календарных планах :
случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
перегруженность (недогруженность) планов;
отсутствие дат;
расписана организованная деятельность (занятия в детском саду, а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
календарные планы представлены в виде перспективных;
нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;
нет сноски на литературу, страницу;
не прописывается индивидуальная работа с детьми.
5 – 6 -7 слайды
Принципы планирования воспитательно-образовательной
работы с детьми.
1. Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.
Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
2. Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
3. Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
Учтены время года и погодные условия.
4. Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей.
Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года.
Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
5. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
6. Учет уровня развития детей.
Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
7. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
8. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.
Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
9. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.
10. Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется.
Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
11. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
12. В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
13. Должна быть прослежена работа с родителями.
8 слайд
Планирование утреннего отрезка времени
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику.
Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
9 слайд
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком.
В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий.
Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
10 слайд
По содержанию утренний отрезок времени включает:
игровую деятельность,
беседы с детьми,
рассматривание предметов и иллюстраций,
короткие наблюдения в природе и
явлений общественной жизни
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.
Младшая и средняя группы
Воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций.
Старшие группы
В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
11 слайд
Намечая конкретные мероприятия,
важно учитывать характер предстоящих занятий.
Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот,
если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной.
Количество видов деятельности в утренние часы:
в младшей и средней — 3-4 вида,
в старшей и подготовительной группе — 4-6 видов
(в зависимости от детей группы).
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности опираясь на примерные каноны.
12 – 13 слайд
Планирование прогулки
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
14 слайд
Наблюдения.
Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее).
15 слайд
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками:
зима, весна, лето, осень.
Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные.
В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.
Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
16 слайд
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры :
спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
трудовая деятельность детей.
Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
17 слайд
Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
18 слайд
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:
Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.
В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.
Выбор времени проведения и выбор упражнений на прогулке,
зависит от предшествующей работы в группе.
19 слайд
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Организуя прогулку, педагог планирует организацию двигательной, игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой (элементарный бытовой труд, изобразительной деятельности.
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
Требования к содержанию прогулок
Наблюдение.
Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Элементарный бытовой труд на участке.
Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьирова
20 слайд
2 половина дня.
Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой комнате.
Это время необходимо использовать рационально и насыщенно.
С детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-драматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и строительные игры.
При организации 2-й половины дня планируются такие виды деятельности, как
конструирование,
двигательная,
игровая,
коммуникация,
восприятие художественной литературы и фольклора (театрализованные игры, игровые ситуации, аудирование, использование в конструктивной деятельности разного материала, подвижные дидактические игры