Получи документы

Семинар-практикум «Сенсорно-моторная развивающая среда» (2 фото)

нина жулистова
Семинар-практикум «Сенсорно-моторная развивающая среда»

Семинар-практикум «Сенсорно-моторная развивающая среда»
Фото «Сенсорно-моторная развивающая среда»

Семинар – практикум

«Сенсорно – моторная развивающая среда в группе»!

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние.

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить и развиваться…»

Публикация «Семинар-практикум „Сенсорно-моторная развивающая среда“» размещена в разделах

Елизавета Ивановна Тихеева

Что же такое сенсорно-моторная среда?

Сенсорно-моторная среда – развивающее пространство, созданное на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, являющегося необходимым для развития сензитивных качеств личности ребенка определенного возраста, его восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и позволяющего детям получать навыки социального общения и взаимодействия.

Задачи сенсорно-моторной среды

• Показать значение сенсомоторной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

• Показать приемы работы с детьми по развитию сенсомоторной деятельности.

• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики

Как вы думаете для чего используется сенсорно – моторная среда?

Среда сенсомоторного развития используется для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекции, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где моторно-двигательное развитие идет на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними и друг с другом, а не только выполнять различные действия, в том числе физические тренировочные упражнения.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Дети воспринимают мир всеми органами чувств, они исследуют предметы ртом, руками, всем телом. Но органы чувств работают, только если ребенок пользуется ими. Способности восприятия можно улучшить, если предоставить ребенку в первые годы жизни предоставить ребенку богатые возможности для разнообразных упражнений.

Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т. д. Взаимодействуя с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.

Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного

сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Полноценное восприятие основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное воспитание – это совершенствование у детей сенсорных процессов.

Задачами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются:

- развитие анализаторов, т. е. обучение действиям обследования предметов (перцептивные действия); знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметного мира, с ориентированием в пространстве и времени, развитие речевого и музыкального слуха;

- формирование сенсорных эталонов – обобщенных сенсорных знаний, сенсорного опыта, накопленного человечеством за всю историю своего развития.

Также такие сенсорные эталоны, как:

- основные цвета, черный и белый цвет, оттенки;

- пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);

- три величины (большой, средний, маленький

Усвоение этих сенсорных эталонов происходит с помощью практических действий с предметами. Что еще раз подчеркивает необходимость создания предметно – развивающей среды.

Так какая же должна быть сенсомоторная развивающая среда?

Согласно ФГОС, предметно-пространственная среда должна быть :

• содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т. д.);

• трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

• полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т. д);

• вариативной (наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

• доступной;

• безопасной.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми.

Но мы с вами подробно остановимся на сенсорно-моторной среде. В которые входили центр физической культуры и сенсорный уголок.

Центр здоровья и зоны двигательной активности содержит: инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице. Все это укрепляет физическое здоровье детей.

Центр Сенсорного развития :

- Для развития зрительного анализатора: иллюстрации, трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, пазлы, картинки – штриховки.

- Для развития слухового анализатора: магнитофон, диски со звуками, шумящие предметы (дудки, шуршалочки ит. д.).

- Для развития осязания : кусочки различных материалов, выпуклые буквы, цифры, картинки, разные по форме и размеру предметы.

- Для развития обоняния : различные аромомасла, разные баночки с запахом, естественные природные предметы с запахом (кофе, чеснок, чай и т. д., предметы разного вкуса (сахар, соль, лимон).

Для развития мелкой моторики : дидактические игры и материалы (шнуровки, пазлы, липучки и т. д., природный материал, бытовые предметы, массажеры, тренажеры и эспандеры.

Остановимся на некоторых подробно

Игротека

Игра «Золушка»

Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно?

Игра «Мозаика из бросового материала»

Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес.

Рисунки могут быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. В таких играх закрепляются сенсорные эталоны цвет, форма, величина.

Игра «Шагаем в пробках»

Пробки от пластиковых бутылок могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Устроим соревнования, чьи пальчики быстрей дойдут до финиша. При этом будем проговаривать любимые детские стихи, например,

Я люблю свою лошадку…

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Бельевая прищепка - прекрасное средство массажа подушечек пальцев. Причем силу нажима регулирует сам ребенок, да и раскрыть прищепку - немалый труд для малыша. Представим, что прищепки - это гуси, которые сбежали от бабуси. Они щиплют травку, широко раскрывая рот. Покажите, как гуси открывают рот?

А теперь поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

Игры в сухом бассейне известны всем. Несмотря на свою простоту, они очень эффективны и нравятся детям. Среди крупы, гороха или маленьких шариков можно спрятать сюрприз, «потерять» ценную вещь и т. д. Придумайте мотивацию для детей, и они увлеченно будут играть в сухом бассейне.

Игры с песком

Не забываем и о песочнице. Это уникальное «изобретение» для людей всех возрастов и на все времена. А игры можно придумать вместе с детьми. Начнем с простых отпечатков следов от игрушек. Угадай, кто здесь прошел? А теперь оставим отпечатки своих ладошек. Чьи ладошки на песке, отгадайте?

Дидактическая игра «Рыбалка».

Пособие представляет собой «Аквариум» (картонная коробка, обклеенная синей бумагой, на поверхности прорезаны отверстия, удочка с крючком).

Картонные рыбки окрашены разными цветами. Игровое правило: ребёнок при помощи удочки ловит рыбку из аквариума, называет цвет и кладёт на тарелочку по цвету.

Дидактическая игра «Яблочки для ёжиков»

Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило: ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к ёжику по цвету.

Дидактическая игра «Сушилка»

Пособие представляет собой «Сушилку», которая сделана из деревянных реек,

сверху натянута верёвка, прищепки разных цветов, силуэты одежды вырезаны из цветного материала. Игровое правило: ребёнок крепит одежду прищепкой по цвету.

Все это способствует сенсорному развитию дошкольников. А полноценное сенсорное развитие - основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка!

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Придумывайте игры сами, ведь игровой материал окружает нас повсюду.

Игра с педагогами: А сейчас мы с вами поиграем На листах записаны слова: песок, камни, пуговицы, бумага. Педагогам предлагается по кругу придумать и записать игру, в которую можно поиграть с этими предметами для развития сенсорно-моторных навыков.

Расскажите что записали, для какого возраста как усложнить для старших или упростить для младших.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Ведущий: "Наша встреча подходит к концу. Расскажите, что было для вас особенно полезным?

Хочется сказать вам комплимент.

А ведь комплимент, удивительное по силе воздействия средство, позволяющее установить контакт между людьми за весьма короткое время, заставляющее собеседника улыбнуться и дающее заряд позитивной энергии и «получателю», и «отправителю».

В чём сила комплиментов? - Комплимент – это похвала, а похвала – это подарок.

Любой здоровый человек подарки принимать любит.

Путь к сердцу женщины лежит через комплименты.

К сердцу мужчины – тем более.

Когда вы хвалите, вы поощряете в человеке то, что отмечаете.

Для каждого из Вас я приготовила небольшой сюрприз.

Возьмите сердечки, на которых написан комплимент для коллег) и прочтите его вслух.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Сенсорно-моторная развивающая среда»
Опубликовано: 29 марта 2020 в 11:46
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Сенсорно-моторная развивающая среда»» (включая файлы) размещена пользователем нина жулистова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД