Виктория Кудашева
Консультация для педагогов «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Беседа как средство экологического воспитания
детей дошкольного возраста»
Разработала: Кудашева Виктория Владимировна, воспитатель МАДОУ «Умка» г. Ноябрьск, ЯНАО
Публикация «Консультация для педагогов „Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами) [10].
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей :
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека [8, C.37].
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним [5, C.173].
Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах работы:
- непосредственно-образовательная деятельность (занятия);
- наблюдения;
- беседы;
- экскурсии;
- прогулки;
- подвижные и дидактические игры;
- праздники и развлечения;
- КВН, викторины, ТРИЗ;
- опытно-исследовательская деятельность;
- трудовая деятельность;
- чтение художественной литературы;
- просмотр видеофильмов и т. д. [1, C.43]
Мы остановимся подробнее на такой форме работы с детьми как беседа.
В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный организованный разговор с детьми. Беседа применяется для активизации умственной деятельности детей.
Исходя из дидактических задач, выделяют 3 вида бесед : предварительную, сопровождающую и итоговую.
Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др., другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах, для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Успех итоговой беседы зависит от последовательности задаваемых вопросов. Последовательность задаваемых вопросов представляет собой план проведения беседы. В подготовительной группе можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора из двух или нескольких возможных ответов [2, C.239].
Типы вопросов определяются типом беседы. Так при проведении беседы во время наблюдения вопросы должны быть поставлены так, чтобы помочь ребенку всесторонне разглядеть, осмыслить явления, устанавливающие элементарные связи.
Слово педагога способствует правильному восприятию и во время таких бесед необходимо давать больше объяснений и чередовать речь педагога с высказыванием детей.
Возможные трудности при организации итоговой беседы :
- необходимо учитывать чувственный опыт детей;
- составить заранее план беседы, который должен представлять собой не перечень, а систему, направленную на уточнение и представление;
- правильный подбор наглядного материала (календари природы);
- необходимо продумать предъявления ребенку различных логических заданий.
Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа - это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.
Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы : какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы [7, C.97].
Успешность беседы определяется предварительной подготовленностью, т. к. она является итогом работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача : накопления у детей представлений через наблюдения, трудовая деятельность, игры, чтение природоведческой литературы. Кроме этого, воспитатель должен знать какое содержание надо уточнить и конкретизировать, каким выводам и обобщениям следует подвести ребенка и к какому итогу должен прийти ребенок сам.
Требования, предъявляемые к проведению беседы :
- не давать детям углубляться от главной темы;
- постоянно подводить их к конечным выводам;
- не прерывать детей без крайней необходимости, замечания и поправки делать в конце;
- не требовать от детей полных ответов;
- не злоупотреблять вопросами, чаще использовать указания и напоминания;
- побуждать детей к вопросам;
- всех детей привлекать к оценкам и форме изложения.
Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты [9, C.166].
В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям : «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах - скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые [10].
Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах - на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
Тематика бесед определяется программой, кроме того определяется интересами детей и любая система работы с детьми по определенной теме, должна заканчиваться итоговой беседой [5, C.198].
Примерный перечень мероприятий «Осенние явления в природе». По данной теме воспитатель планирует формы работы:
• экскурсия в парк (целевая прогулка по территории детского сада);
• рассматривание картины Левитана «Золотая осень» и чтение стихотворений;
• беседа с детьми как звери готовятся к зиме, с использованием отрывка из книги Дмитриева «Хитрецы и невидимки». Дидактическая игра с картинками «Зимующие перелетные птицы».
• экскурсия в парк «Середина осени»;
• рассматривание и сравнение картины Левитана, и еще одной картины «Осенний день. Сокольники»;
• итоговая беседа об осени с использованием картин, иллюстраций на которых изображена разная осень. Решение различных речевых, логических задач [3, C.29].
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей [4, C.280].
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [6, C.48].
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, бесед, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка [11].
Список литературы
1. Вересов Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.
2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 480 с.
3. Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.
4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : «Детство - пресс», 2000. – 319 с.
5. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
6. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М. : Новая школа. - 1996. – 48 с.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : «Академия», 1999. – 184 с.
8. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983. – 208с.
9. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб. : «Союз», 2001. – 208 с.
10. https://coolreferat.com/
11. https://ped-kopilka.ru/