Приложение МААМ

Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания

Истомина (Цыплакова) Татьяна
Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Т. В. Истомина

Усолье-Сибирское, МБДОУ "Детский сад №35"

«Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания».

Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

Начиная свой педагогический путь в дошкольном учреждении, и проработав более тринадцати лет с детьми дошкольного возраста, семь из которых с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я могу сказать о том, что стали часто встречаются дети с проблемами в речевом развитии.

С каждым годом мы замечаем детей с трудностями, особенностями, в речевом развитии, не умеющих строить предложения, их речь аграмматична. Часты нарушения в звукопроизношении.

Это проблема актуальна на сегодняшний день, одним из факторов которым является то, что дети находиться в постоянной информационной атаке, связанной с компьютеризацией, просмотров мультфильмов, использовании компьютерных игр и игрушек.

В век инновационных технологий дети и родители больше проводят времени за гаджетами, что не дает возможность общаться друг с другом. Дети не умеют играть у них страдает коммутативная часть речи (в взаимодействии со сверстниками и взрослыми).

Потребность речевого контакта минимальна, нет речевого эталона, так как родители чаще всего заменяют общение яркой «игрушкой».

Игра! Вот, что как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, дает возможность полноценному развитию личности, в том числе и развитию речи детей. В игровой деятельности ребенок познает мир, развивается, воспитывается и реализует свои потребности в коммуникации. Исходя из этого, в последние годы была пересмотрена система образования, вышел новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, согласно которому:

"реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры" (п. 1.2. (4)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

"проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. "; "активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх"; "ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре"; "ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам". (4.6.)

При выполнении требований ФГОС нам необходимо в своей работе, как никогда, использовать игровую деятельность. А игра в свою очередь даст возможность выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств человека. В своей работе по развитию речи детей, я выделяю особое место экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.

Реализация экологического воспитания, посредством игры, дает возможность развивать и речь детей. Так как мы опираемся на зону ближайшего развития, на окружающий мир детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы используем игры и игрушки, которые дают нам возможность познакомиться с окружающим миром. Например: имитация звуков животных игра «Кто как кричит?», игры с движениями «Мишка косолапый», «Лисичка-сестричка», «Зайка-побегайка».

В старшем возрасте мы используем более сложные игры такие как: дидактическая игра «Найди, чей лист», «Чудесный мешочек», игры-экспериментирования с водой, с песком и т. д. Все эти игры, направленные на экологическое воспитание, дают нам возможность развивать речь детей. Работая над темой, «Игра как средством развития речи детей дошкольного возраста» я опираюсь на следующую классификацию игр:

1. Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций. Например: игры с мячом «Съедобное не съедобное», «Из чего сделано» и др.

2. Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Например: «Живые слова», «Дополни предложение» и др.

3. Настольно-печатные, дидактические игры. Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря я опираюсь на подборку (картотек) дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. Несомненно, дидактические игры являются хорошим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования и закреплениями материала родителям в домашних условиях. Например: «Времена года», «Чей малыш», лото «Овощи фрукты» и др.

4. Театрализованные игры

Эффективный метод развития речи. Они имеют интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы. Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.

5. Игры с правилами (подвижные). Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки. Например: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик» и др.

6. Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог. «Цирк», «Путешествие в Африку», «Кто на севере живет» и др.

В своей работе я использую картотеки игр по экологическому воспитанию в соответствии с лексической темой, например: пальчиковые игры Н. В. Нищевой, игры с движениями Ивановой Л., игры с использованием элементов массажа «Солнышко проснулось…» Т. А. Куликовской.

Как результат в работе отмечу – активность детей в игре, поддержание более длительного интереса к занятию, умение рассказывать и обобщать, бережное отношение к миру вокруг себя

Исходя из этого, мы можем сделать вывод: что игры и игровая деятельность является основным средством развития речи в экологическом воспитании.

Список литературы:

1. ФГОС (п. 1.2. (4) (4.6.)

2. Иванова Л. Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 1,5 - 3 лет.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

4. Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М. : Книголюб, 2004. – 16 с.

5. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Год выпуска: 2008 Автор: Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Доклад «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ» Доклад «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ». Актуальность:.

Игра как средство экологического воспитания. Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь.

Консультация для педагогов «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Разработала: Кудашева Виктория Владимировна,.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания» Дидактическая игра как средство экологического воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Отчет по самообразованию «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Дошкольный возраст – это.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 11:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Истомина (Цыплакова) Татьяна (УИ 170537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД