Истомина (Цыплакова) Татьяна
Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Т. В. Истомина
Усолье-Сибирское, МБДОУ "Детский сад №35"
«Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания».
Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
Начиная свой педагогический путь в дошкольном учреждении, и проработав более тринадцати лет с детьми дошкольного возраста, семь из которых с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я могу сказать о том, что стали часто встречаются дети с проблемами в речевом развитии.
С каждым годом мы замечаем детей с трудностями, особенностями, в речевом развитии, не умеющих строить предложения, их речь аграмматична. Часты нарушения в звукопроизношении.
Это проблема актуальна на сегодняшний день, одним из факторов которым является то, что дети находиться в постоянной информационной атаке, связанной с компьютеризацией, просмотров мультфильмов, использовании компьютерных игр и игрушек.
В век инновационных технологий дети и родители больше проводят времени за гаджетами, что не дает возможность общаться друг с другом. Дети не умеют играть у них страдает коммутативная часть речи (в взаимодействии со сверстниками и взрослыми).
Потребность речевого контакта минимальна, нет речевого эталона, так как родители чаще всего заменяют общение яркой «игрушкой».
Игра! Вот, что как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, дает возможность полноценному развитию личности, в том числе и развитию речи детей. В игровой деятельности ребенок познает мир, развивается, воспитывается и реализует свои потребности в коммуникации. Исходя из этого, в последние годы была пересмотрена система образования, вышел новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, согласно которому:
"реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры" (п. 1.2. (4)
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
"проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. "; "активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх"; "ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре"; "ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам". (4.6.)
При выполнении требований ФГОС нам необходимо в своей работе, как никогда, использовать игровую деятельность. А игра в свою очередь даст возможность выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств человека. В своей работе по развитию речи детей, я выделяю особое место экологическому воспитанию.
Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.
Реализация экологического воспитания, посредством игры, дает возможность развивать и речь детей. Так как мы опираемся на зону ближайшего развития, на окружающий мир детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы используем игры и игрушки, которые дают нам возможность познакомиться с окружающим миром. Например: имитация звуков животных игра «Кто как кричит?», игры с движениями «Мишка косолапый», «Лисичка-сестричка», «Зайка-побегайка».
В старшем возрасте мы используем более сложные игры такие как: дидактическая игра «Найди, чей лист», «Чудесный мешочек», игры-экспериментирования с водой, с песком и т. д. Все эти игры, направленные на экологическое воспитание, дают нам возможность развивать речь детей. Работая над темой, «Игра как средством развития речи детей дошкольного возраста» я опираюсь на следующую классификацию игр:
1. Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций. Например: игры с мячом «Съедобное не съедобное», «Из чего сделано» и др.
2. Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Например: «Живые слова», «Дополни предложение» и др.
3. Настольно-печатные, дидактические игры. Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря я опираюсь на подборку (картотек) дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. Несомненно, дидактические игры являются хорошим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования и закреплениями материала родителям в домашних условиях. Например: «Времена года», «Чей малыш», лото «Овощи фрукты» и др.
4. Театрализованные игры
Эффективный метод развития речи. Они имеют интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы. Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.
5. Игры с правилами (подвижные). Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки. Например: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик» и др.
6. Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог. «Цирк», «Путешествие в Африку», «Кто на севере живет» и др.
В своей работе я использую картотеки игр по экологическому воспитанию в соответствии с лексической темой, например: пальчиковые игры Н. В. Нищевой, игры с движениями Ивановой Л., игры с использованием элементов массажа «Солнышко проснулось…» Т. А. Куликовской.
Как результат в работе отмечу – активность детей в игре, поддержание более длительного интереса к занятию, умение рассказывать и обобщать, бережное отношение к миру вокруг себя
Исходя из этого, мы можем сделать вывод: что игры и игровая деятельность является основным средством развития речи в экологическом воспитании.
Список литературы:
1. ФГОС (п. 1.2. (4) (4.6.)
2. Иванова Л. Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 1,5 - 3 лет.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
4. Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М. : Книголюб, 2004. – 16 с.
5. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Год выпуска: 2008 Автор: Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.