Миляуша Биктимирова
Игра как средство экологического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь от беспомощного существа к личности, способной размышлять, думать, оценивать, творчески преобразовывать окружающий мир. Учёный Н. Н. Поддъяков подчёркивает, что игра «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
При внедрении ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования у нас, воспитателей, возникает масса вопросов, главный из которых – «С чего начать?». Прежде всего, необходимо изучить технологию разработки общеобразовательной программы детского сада, которая определит организацию воспитательно – образовательного процесса. Причём она должна реализоваться и в ходе игровой деятельности с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрасте. Один из разделов обязательной части программы – организация игровой деятельности в детском саду. Именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.
Экологические проекты классифицируются:
• по составу участников:
• целевой установке;
• тематике;
• срокам реализации.
В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов :
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.
2. Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала).
4. Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»). Значимы и другие виды экологических проектов, в том числе:
• Комплексные: «Здравствуй, Осень!», «Падают листья», «Лето ходит по дорожкам»;
• Межгрупповые: «Подкормите птиц зимой», «Птицы нашего края», «Вода – источник жизни»;
• Творческие: «Мир природы», «Рябины России», «Кедры на память», «Коричневый цвет в природе», «Вторая жизнь упаковки»;
• Групповые: «Правила поведения в природе», «Берегите природу», «Мы за чистый город», «Мы – за чистую Планету», «Здоровье планеты в наших руках»;
• Индивидуальные: «Домашнее животное», «Комнатные растения», «Такой разный песок», «Такая разная кора»;
• Исследовательские: «Мир воды», «Кора лечит», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности экологические проекты бывают краткосрочными (одно или несколько НОД, средней продолжительности и долгосрочными.
Основной целью экологического проекта в дошкольном учреждении
является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.
Задачи экологического проекта :
• Совершенствование системы экологических знаний и представлений;
• Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
• Участие в посильной для детей деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
• Воспитание гуманного отношения к природе.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
I. В младшем дошкольном возрасте:
- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
II. В старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
- развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.