Миляуша Биктимирова
Игра как средство экологического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь от беспомощного существа к личности, способной размышлять, думать, оценивать, творчески преобразовывать окружающий мир. Учёный Н. Н. Поддъяков подчёркивает, что игра «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Игра как средство экологического воспитания,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При внедрении ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования у нас, воспитателей, возникает масса вопросов, главный из которых – «С чего начать?». Прежде всего, необходимо изучить технологию разработки общеобразовательной программы детского сада, которая определит организацию воспитательно – образовательного процесса. Причём она должна реализоваться и в ходе игровой деятельности с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрасте. Один из разделов обязательной части программы – организация игровой деятельности в детском саду. Именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.
Экологические проекты классифицируются:
• по составу участников:
• целевой установке;
• тематике;
• срокам реализации.
В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов :
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.
2. Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала).
4. Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»). Значимы и другие виды экологических проектов, в том числе:
• Комплексные: «Здравствуй, Осень!», «Падают листья», «Лето ходит по дорожкам»;
• Межгрупповые: «Подкормите птиц зимой», «Птицы нашего края», «Вода – источник жизни»;
• Творческие: «Мир природы», «Рябины России», «Кедры на память», «Коричневый цвет в природе», «Вторая жизнь упаковки»;
• Групповые: «Правила поведения в природе», «Берегите природу», «Мы за чистый город», «Мы – за чистую Планету», «Здоровье планеты в наших руках»;
• Индивидуальные: «Домашнее животное», «Комнатные растения», «Такой разный песок», «Такая разная кора»;
• Исследовательские: «Мир воды», «Кора лечит», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности экологические проекты бывают краткосрочными (одно или несколько НОД, средней продолжительности и долгосрочными.
Основной целью экологического проекта в дошкольном учреждении
является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.
Задачи экологического проекта :
• Совершенствование системы экологических знаний и представлений;
• Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
• Участие в посильной для детей деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
• Воспитание гуманного отношения к природе.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
I. В младшем дошкольном возрасте:
- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
II. В старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
- развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.