Денежкина Ольга
Формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности».
Старший воспитатель О. П. Денежкина
Публикация «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мир, который окружает ребёнка, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступного его понимания общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.
Задача взрослых раскрыть возможности дошкольника не только осознавать факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю, которые во время наблюдений, игр и занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт, т. е. насколько ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В законе «Об образовании» в ст. 18, п. 1. записано, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой и экспериментальной деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Приоритет необходимо отдавать разнообразным проблемным вопросам. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрыватель.
Наше дошкольное образовательное учреждение в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями с целью: «Создания единого образовательного пространства “детский сад - семья”».
Сегодня мы хотим поделиться с вами находками в области работы с родителями воспитанников по развитию познавательной активности в процессе исследовательской деятельности.
Организуемая с семьей работа : помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке любознательности не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Целью своей работы считаем: сделать родителей партнёрами в воспитании ребёнка, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы, выработать единые требования в воспитании детей.
Но как объединить взрослых людей с разными интересами и убеждениями? Как привлечь их к сотрудничеству? Как объединиться?
Исходя из этого, для себя мы определили конкретные задачи, которые вы можете сейчас увидеть на экране:
- объединение усилий семьи и детского сада в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
- расширение возможности совместных действий ДОУ и семьи.
Наверное, мы не скажем вам ничего нового. Все формы работы с родителями хорошо знакомы, но о том, насколько эффективными и результативными они могут быть, мы хотим вам рассказать.
Удачной находкой являются интерактивные формы взаимодействия с родителями. К ним относятся следующие группы:
информационно-аналитические формы (анкетирование, родительские собрания);
наглядно-информационные формы (консультации, рекомендации, буклеты);
досуговые (выставки, экскурсии, проекты).
Педагогами ДОУ были определены этапы взаимодействия с родителями воспитанников с учетом форм взаимодействия, с помощью которых стоится работа во всех возрастных группах.
Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми.
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Для планирования работы с родителями по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности. Целью анкетирования родителей является - выяснение их компетенций в данном вопросе. По результатам анализа анкет видно, что родители знают о значении способах развития познавательной активности дошкольников; слышали об исследовательской деятельности дошкольников и считают ее нужной и полезной, но при этом, часть родителей задают вопрос «А зачем заниматься этой деятельностью?», родители хотят получить подробную информацию по повышению знаний о возрастных закономерностях развития дошкольника и умения развивать познавательную активность в условиях семьи, а также окажут помощь детям в организации исследовательской деятельности дома.
К наглядно-информационной форме относится - оформление наглядной информации в родительском уголке. Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития исследовательской деятельности и популяризации познавательной активности ребенка - дошкольника, в приемных комнатах групп оформлены информационные стенды «Познавательная активность детей». С наглядной пропагандой родители знакомятся чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Поэтому педагоги нашего ДОУ стараются сделать её красочной, наиболее интересной и полезной. Постоянно действует рубрика «Познаем и развиваемся». В уголке для родителей размещаются рекомендации: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познанию», «Опыты в домашних условиях». Рекомендации носят не назидательный, а информационно – обучающий характер. Информация в этой рубрике обновляется ежеквартально, чтобы она не надоела и в тоже время при вдумчивом прочтении принесла пользу в совместной деятельности с ребенком дома. Проводятся консультации индивидуальные и групповые: «Особенности познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста»; «Проблемы в познавательном развитии ребенка»; «Научим детей думать», «Почему дошкольнику полезно быть исследователем» и другие. Консультации проводятся чаще всего по запросу родителей. Со своей стороны, осуществлять контроль над деятельностью родителей педагоги стараются ненавязчиво, тактично. Например, о том, как воспользовались родители информацией по формированию элементарных математических представлений, о развитии конструктивных способностей узнаем по работам и поделкам, выполненным детьми дома совместно с родителями. Презентацию своих работ родители проводят в различной форме, а потом организуют выставки совместного творчества детей и их родителей из природного и бросового материала «История изобретений», «Страна геометрических фигур», «Математика в рисунках и стихах» и др.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Педагогами нашего ДОУ были проведены следующие родительские собрания: «Значение познавательного развития в подготовке ребенка к школе»; «Роль семьи в развитии познавательной активности ребёнка», «Поисково – исследовательская деятельность – одна из эффективных форм активизации познавательного развития»; «Природа – кладовая для познаний ребенка». Но следует отметить, что родительские собрания не проходят в их традиционном виде, в виде «игры в одни ворота», когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями. После небольшого вступления переходят к дискуссии, в качестве примеров используют моменты из жизни группы, включают инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включают практические задания, игры, музыкальное оформление. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. В некоторых случаях предлагаем родителям совместную деятельность с детьми, а далее переходят к обсуждению проблемы уже без детей. К собраниям воспитатели готовятся вместе с детьми, делают специальные открытки – приглашения, готовят показ какой-либо детской деятельности, особо следует отметить ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Привлечь родителей в свои союзники помогает неформальное отношение к проведению разных форм взаимодействия. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, рекомендуем им устраивать игры: на кухне – «Что за овощ?», «Полюбуйся, посмотри какой формы…», «На что похож?», в ванной комнате – опыты с водой, мылом и др.
Приведу примеры рекомендованных нами проблемных ситуаций:
Формирование целостной картины мира.
- Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой. Что делать? (как ответит ребенок, постарайтесь вопросами подвести к правильному решению – позвать на помощь и совместно с другими людьми вернуться домой).
- С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?
- В ванной комнате разрешить ребёнку играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Формирование элементарных математических представлений.
- Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?
- Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?
- Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).
- Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
- Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить. И т. п.
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, можно использовать следующие:
Ситуации на транспорте: ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
Ситуации с огнё м: в квартире пожар. Что ты будешь делать? Дым в квартире. Твои действия.
Ситуации с водой: в квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Уборка комнаты: как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
Подводя итог, можно сказать следующее:
1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4. Без проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
Таким образом, могу отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.
Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей). Цель этого этапа заключается в том, чтобы повысить активность участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей. А способствует этому открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу, привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно взрослые смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
В создании центров исследовательской деятельности большое место занимает помощь родителей. Они помогают в оформлении и оборудовании центров познавательно – исследовательской деятельности, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов. В группах вместо традиционных уголков экспериментирования созданы центры: центр «Науки и природы», где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне, центр «Я исследователь» проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др., игровой центр содержит развивающие настольные игры и упражнения для формирования элементарных математических представлений, макеты, схемы, модели, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом к различным видам познавательно-исследовательской деятельности, литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы. Полка «умных книг», «библиотечка», видеотека, где находится познавательная литература, книги собственного изготовления и интересные фильмы об окружающем мире, из которых ребята всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы.
Но эти центры не являются обязательными в интерьере игровой комнаты. Необходимое оборудование может храниться вне её (в спальной комнате, в различных тумбочках с выдвижными ящиками, можно создать в приемной комнате). Необходимое оборудование для познавательно – исследовательской деятельности должно быть представлено в соответствии с возрастными особенностями группы и расположено функционально.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Одной из таких форм – музейная педагогика. Организация мини – музеев в ДОУ позволила одновременно решить несколько задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить выставку. Родители собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Музейная педагогика имеет огромные возможности для развития детей. Это не просто сбор вещей, а владение полной информацией о том или ином объекте. Например: при ознакомление с электричеством. Дети с помощью коллекции разных источников света, узнали, как освещали жилые помещения (пещеры) древние люди. Что появилось потом? Как появилась лампочка в наших квартирах. Музейная педагогика расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Предметы коллекций в мини – музее придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Достоинством работы - мы считаем его интегрированность, так как собранные детьми коллекции мини – музея используются в непосредственной образовательной деятельности, способствуют развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность. Коллекционированием мы начинаем заниматься с детьми старшей группы. Хранят дети коллекции в мини – музее в пластиковых и бумажных коробках, время от времени доставая и перебирая свои сокровища. Такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно - образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Среда музея рассматривается нами как «встреча» образов истории, культуры, взрослых людей – носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка – носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музей с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации выставок в группе. Тематика мини - музеев у нас разнообразна, каждый создавался согласно возрастным особенностям воспитанников, посещающих ту или иную группу.
Тематика выставок постоянно меняется. Действующие выставки функционируют не более 2 – 3 недель, чтобы интерес к ней не был потерян.
Первыми, кто организовал выставку коллекций в мини – музее, были дети подготовительной группы. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их, мы совместно оформили экспозицию "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по формированию целостной картины мира дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм.
Создание выставок в мини - музее так увлекло, что следующим шагом было продумывание других выставок в разных возрастных группах. Смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинные часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. ( Видео: презентация ребенком своей коллекции).
Следующая форма работы с родителями – экскурсия. У родителей появляется возможность побыть с ребёнком, увлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Например, выставки «Во поле березка стояла», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».
Кроме того, наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте в ходе экскурсии. Все эти поведенческие реакции – яркие показатели проявления познавательного интереса и любознательности всех участников познавательной деятельности. Например: Экскурсия в Парк Победы. Парк считается местом для развлечений, но и здесь педагоги нашли пути развития познавательной активности дошкольников. Во время экскурсии дети наблюдали за растительным и животным миром. Какие деревья растут в парке? (берёза, осина, ель, сосна и т. д.). Какие условия необходимы для роста деревьев? (свет, тепло, влага). Почему про ель и сосну говорят: зимой и летом одним цветом? (у хвойных деревьев вместо листьев хвоя). Значит, на каких два вида делятся деревья? (хвойные и лиственные). Что у них общего? (ствол, ветви, корни). Как мы можем отличить их друг от друга? (по коре, форме листьев). Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и в медицине? (для строительства, делают корабли, для изготовления мебели, бумаги, сок, настои и т. д.). Воспитатель обращает внимание на место, где нет травы. Ведет беседу. Обратите внимание на то, что в этом место отсутствует трава. Почему? (Вытоптали). А если повнимательнее рассмотреть, что мы можем заметить? (густая крона, не попадает свет). Где и каких больше насекомых? Как ведут себя птицы? На каких деревьях их больше? (на лиственных деревьях, потому, что прячутся мелкие насекомые).
Одной из перспективных форм, способствующих взаимодействию с родителями воспитанников, является проектная деятельность. Проектная деятельность развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. Совместная работа над проектом помогает стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы – проектированию. Своеобразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект «Чудеса на окне». Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Цель: создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Задачи: Учить детей ухаживать за огородными растениями; дать наглядное представление детям о потребностях растений в свете, тепле, влаге, почве для роста растений; развивать познавательные и творческие способности детей; создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок, создание и оформление коллекций, совместная организация занятий и др. - детям и активным родителям обязательно вручаем благодарственные письма с указанием их имён.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. Систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствует качественной подготовке детей к обучению в школе. Следовательно, в школе эти дети при помощи родителей способны достичь высоких результатов.