Ушакова Анна Сергеевна
Формы работы по развитию познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие когнитивному развитию :
- участие ребенка в различных мероприятиях;
- использование дидактических игр;
- применение методов обучения для обогащения творческого воображения, мышления, памяти и языкового развития.
Публикация «Формы работы по развитию познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей для реализации в определенных видах деятельности, уделяя особое внимание познанию и исследованию (изучение объектов окружающей среды и экспериментирование с ними). К рекомендуемым занятиям, обеспечивающим когнитивное развитие дошкольников, относятся:
- организация решения познавательных задач;
- использование экспериментов в работе дошкольной образовательной организации;
- использование проектирования.
При работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных действий, которые становятся более сложными по содержанию и методам.
После того, как дети приняли познавательное задание под руководством учителя, происходит его анализ: идентификация известного и неизвестного. В результате анализа дети делают предположения о возможном течении природного явления и его причинах. Предположения могут быть верны и ошибочны, могут противоречить друг другу. Педагогу необходимо выслушать и учесть все предположения, обращая внимание на их несостоятельность. Если у детей нет идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
Экспериментирование - это современный метод познавательного развития дошкольников, рассматриваемый как практическая поисковая деятельность, направленная на понимание свойств, качеств предметов и материалов, зависимостей явлений. Экспериментируя, дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир и использует различные формы воздействия. В процессе экспериментирования ребенок овладевает позицией субъекта познания и деятельности. Основное преимущество этого метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных аспектах изучаемого объекта, его отношении к другим объектам и окружающей среде.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относятся проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления.
Развивающие познавательные задания могут быть включены в любую деятельность дошкольной образовательной организации, однако основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть игры. Таким образом, у ребенка в возрасте 3-4 лет возможно когнитивное развитие за счет совершенствования конструктивных навыков: играя в кубики, ребенок учится расставлять их в правильном порядке, строить из них различные башни и другие предметы. С помощью конструктора дошкольник учится комбинировать предметы по сюжету, например, из блоков можно построить дом, а из плит - подъездную дорожку. Все предметы, окружающие малыша, должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и предназначение. Младшие дошкольники любят играть с предметами, которые похожи на повседневную среду взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрная чистящая утварь и т. д. Дети, пытаются подражать взрослым, в первую очередь их родители, и постепенно познавать мир повседневной жизни. На занятиях с младшими дошкольниками при помощи игрушки можно повысить мотивацию детей: дать детям задание, выслушать ответы детей, оценить их действия.
В средней группе необходимо разделить пространство на познавательные зоны : музыкальный уголок, жилой уголок, математический уголок, зона для общих игр, зона с книгами и т. д. Это дает дошкольникам возможность самостоятельно изучать окружающую среду. А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведерко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идет в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.
Ролевая игра с правилами особенно важна для когнитивного развития детей в возрасте 5-6 лет. Для детей из подготовительной группы этот вид деятельности также актуален. С помощью этого типа игры дети учатся работать в команде, подчиняться правилам и следовать примеру. Например, игра в магазине позволяет детям выполнять следующие познавательные задачи : научиться взаимодействовать друг с другом в рамках своих ролей, улучшить свои навыки счета, развить воображение (когда дети используют подручные материалы в качестве замены оплаты - листочки, пуговицы и др.).
Воспитателю старших групп следует уделять особое внимание дидактическим играм. В них детям даются задания, требующие концентрации, усидчивости, умственных усилий и умения действовать последовательно. У детей они развивают способность играть в команде, быть послушными, самостоятельно регулировать свое поведение, стимулировать познавательную активность и инициативу.
Важно, чтобы педагог создавал во время дидактической игры максимально расслабленную атмосферу, в которой у детей не возникает ощущения, что их чему-то учат специально. В конце каждой игры важно подвести итоги и устно похвалить участников. В младших и средних группах требуется больший контроль со стороны воспитателя во время игры, чем в старших. Если первым необходимо подробное объяснение правил и контроль за их соблюдением, для детей 5-7 лет важна возможность продемонстрировать свою самостоятельность.
Любой вид деятельности, направленный на познавательное развитие дошкольника, должен сопровождаться наглядными методами обучения. Это изображения, схемы, видеоролики, презентации и т. д. В этом случае назначение изображений можно разделить на 2 категории: для демонстрации и для иллюстрации. Первая помогает привлечь внимание дошкольников к определенным свойствам и внешним характеристикам предметов. Спортивные плакаты могут показать, как дети могут правильно выполнять определенные упражнения: наклоняться, прыгать, растягиваться. Иллюстрация полезна для объяснения нового материала детям и помогает учащимся лучше представить себе, о чем он. С дошкольниками старшего можно создавать книжки-раскладушки с изображениями и результатами исследований детей по определенной теме.
Еще один важный прием при обучении детей в дошкольных образовательных организациях - наблюдение. Ребенку ставятся познавательные задачи, для решения которых он должен наблюдать, анализировать и сравнивать предметы внешнего мира, размышлять об их свойствах и делать выводы. Элементы наблюдения могут быть введены в индивидуальные уроки (например, дети могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме на уроках естествознания, во время прогулки (наблюдение за воздействием ветра на деревья и листья, на экскурсиях (дети могут посмотреть на процессы животного мира, понаблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).
Для детей средней группы зимой можно создать уголок, где будут размещаться предметы символизирующие холодное время года. Они должны быть понятными и легкодоступными, чтобы ребенок мог самостоятельно их изучить, поиграть с ними и сформировать собственное представление о зиме. Хорошо, если дети сами занимаются рукоделием. Этот материал необходимо обновлять и обновлять в течение года, чтобы дети получали постоянную пищу для размышлений и самостоятельных исследований.
Практические методы обучения помогают детям глубже вникать в познание окружающей действительности. Эти методы зачастую более эффективны, чем дидактические игры. Например, достаточно один раз попробовать лимон, чтобы понять, что он кислый, и это более эффективно, чем смотреть на этот фрукт на картинках и слышать о его свойствах.
Экспериментирование - это всего лишь практический метод обучения. Еще одна техника, которая попадает в эту категорию, - упражнения. Практические навыки и умения развиваются и закрепляются у детей с помощью упражнений. Упражнения должны быть построены по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребенка.
Из методов вербального обучения наиболее эффективными для познавательного развития детей являются беседа и развитие связного монолога. В обеих случаях ребенок учится формулировать свои мысли, наблюдать за реакцией другого человека на его слова и находить аргументы. В процессе разговора дошкольник существенно дополняет свою базу знаний.
Когнитивное развитие - один из важнейших критериев общего развития ребенка. В частности, дошкольный возраст предлагает все возможности для развития познавательного потенциала. Это, конечно, длительный процесс, требующий мониторинга и диагностики, чтобы отслеживать успехи ребенка в прохождении программы дошкольного образования. Это делается путем мониторинга познавательного развития дошкольников.
Ключевыми задачами мониторинга считаются:
- оценка динамики развития познавательных процессов у детей;
- оценка эффективности развивающей работы в группе (для определения сильных и слабых сторон этой работы);
- предоставление информации воспитателям и родителям для определения мер по созданию благоприятных условий в организации познавательного развития детей.
Критерии оценки могут использоваться следующим образом (с учетом возрастных особенностей детей и состояния здоровья) :
- умение формулировать задачи;
- грамотно ставить вопросы;
- построение алгоритма действий для решения проблемы;
- выдвижение гипотез;
- выбор методов исследования;
- умение описывать наблюдения в процессе исследования;
- наличие мыслительных навыков (анализ, сравнение, обобщение, систематизация);
- степень независимости на каждом этапе исследования;
- умение делать выводы, выводы, обобщения.
В процессе узнавания и исследования удовлетворяется природное любопытство дошкольника. Занятия, насыщенные познавательной деятельностью, приносят маленьким экспериментаторам большую радость. При этом в этом возрасте закладывается основа развития аналитических способностей ребенка и формируются знания об окружающей среде.
Поэтому развитие познавательных способностей и интереса у дошкольников - один из важнейших вопросов в их воспитании и развитии. Успех обучения в целом зависит от того, насколько хорошо развиты познавательные интересы и способности ребенка. Ребенок, который интересуется и преуспевает в изучении чего-то нового, всегда будет стремиться узнать больше, что является наиболее полезным для его духовного развития.