Людмила Шестакова
Формы работы по ранней профориентации в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Данные элементарные знания помогают дошкольникам расширить свои знания о работе их родителей, родственниках, поближе познакомиться с их рабочим местом, и узнать, что именно выполняют они на работе.
В старшем дошкольном возрасте происходит активная социализация детей. И наша задача готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:
Публикация «Формы работы по ранней профориентации в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- понимали, что работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- были готовы трудиться сами – по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда.
Для качественного и успешного решения поставленных задач мы в группе создали благоприятную развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует прогрессивному развитию личности дошкольников и их поведению, а также знакомить через различные формы деятельности воспитанников с профессиями взрослых. В группе оформили специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, наглядным и демонстрационным материалом, дидактическими и настольно-печатными играми.
Также дети с удовольствием играют и в различные сюжетно-ролевые игры. Так как игра - ведущий вид деятельности детей. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка. В играх воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью, пытаются изобразить профессии своих родителей.
Например : в сюжетно-ролевые игры «Мы пожарники», «Полиция», «Строители», «Магазин», многие другие.
В ознакомлении с профессиями взрослых мы также используем в работе и дидактические игры. Так как дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка, способствуют усвоению, закреплению у воспитанников знаний, умений. Например : «Кому, что нужно для работы?»; «Кто, что делает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т. д.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Чего не хватает?», «Кому что нужно?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задача усложняется – ребёнок должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что есть в магазине?», «Что нужно врачу?» воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Таким образом, наша работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Много времени уделяется и самостоятельной деятельности детей: изготовлению атрибутов к играм, рисованию, аппликации, конструированию; выполнению трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого). В самостоятельной деятельности дети закрепляют и расширяют приобретенные знания о профессиях.
Используя разнообразные формы работы, мы открываем детям мир профессий. Для родителей изготавливаем информационные буклеты с рекомендациями по знакомству дошкольников с профессиями. Вместе с родителями приготовили альбом «Все профессии важны, все профессии нужны». Родители воспитанников совместно с детьми рисовали на тему: «Где работают мои родители?», приносили фотографии со своей работы, тем самым рассказывают и показывают детям, чем они занимаются на работе, подчеркивая значимость своей профессиональной деятельности. Так дети знакомятся с трудом бухгалтера, пожарного, продавца, воспитателя, учителя, строителя, медицинской сестры и др.
В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых. Надеемся, что в результате такой многоплановой работы наши воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002
2. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
3. Бурмистова Н. Н., Путешествие в мир профессий //Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008.