Анна Подкорытова
Формы, методы и средства экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы, методы и средства экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Огромным достижением этого периода является то, что ребенок овладевает речью, которая в совокупности с восприятием и движением дает мощный толчок развитию интеллекта — от простейших мыслительных актов, сопряженных, как правило, с действием, он переходит к наглядно-образным решениям, а затем и к логическим, дискурсивным (речевым) формам мышления. То есть ребенок постепенно овладевает способностью формулировать просьбу, задавать вопрос, делать сообщение Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни. Организация эффективного воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм, методов и средств работы во время педагогического процесса.
Публикация «Формы, методы и средства экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Слово «forma» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание.
Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
В педагогическом процессе детского сада используются: наглядные, практические, словесные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных, сезонных наблюдений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы, в младшем дошкольном возрасте важно дать не только посмотреть, но и ощутить тактильно предмет. Так, что бы усвоить форму фруктов или овощей воспитатель может предложить детям «нарисовать» руками в воздухе круглое яблоко.
Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.).
Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В исследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, утверждается, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Иллюстративно – наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине или создав макет той или иной природной зоны.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
Не всякая игра природоведческого характера является и экологической. Но на третьем-четвёртом году жизни дети ещё не могут оперировать собственно экологическими знаниями о связях между неживой и живой природой, устанавливать эти связи на основе наблюдений и логических умозаключений. Информация о большинстве природоохранных мероприятий и их значении им понятна только в очень обобщённом виде.
Дети третьего года жизни, как правило, ещё не умеют задумывать и развивать игру: идею подаёт всегда взрослый, он же устанавливает правила и следит, чтобы они выполнялись. Год спустя малыши уже могут высказать мнение, во что именно они хотят поиграть, более уверенно выполняют игровые действия, умеют придерживаться правил. Но тематика игр, которые четырёхлетние дети способны организовать без помощи взрослого, как правило, очень узка, а сюжет не имеет развития при повторении (даже если детей окружают разнообразные игрушки и картинки). Поэтому участие и направляющая роль педагога здесь имеют большое значение.
Поэтому на первый план в работе по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию детей выходит организованная игра, а именно такие её виды:
• дидактическая;
• творческая (строительная, имитационная, фантазирование, сюжетно-отобразительная (третий год жизни, режиссёрская или сюжетно-ролевая (четвёртый год);
• подвижная.
Детям младшего дошкольного возраста присуще предметно-действенное мышление, фантазировать и играть роли они учатся чуть позже, поэтому в раннем возрасте уместны простые строительно-конструкторские игры с природным материалом, сюжетно-подражательные и игры-имитации. А вот малышам четвёртого года жизни, у которых начинает развиваться мышление предметно-образное, уже по силам и сюжетно-ролевая, и режиссёрская, и даже игра-фантазирование (во второй половине года).
Большое значение имеют дидактические игры, поскольку они дают возможность педагогу решать одновременно образовательные, развивающие и воспитательные задачи в интересной детям, понятной и нескучной форме. Использовать дидактические игры можно на прогулках, в организованной образовательной деятельности, а также в свободное время.
Широко используются всевозможные наборы разрезных картинок, лото, детское домино, пазлы, игры со вкладышами соответствующих природоведческих тематик (овощи, фрукты, животные, насекомые). Главными в них являются действия с материалами игры для получения результата (цельного изображения или ряда картинок, в ходе выполнения которых закрепляются знания о природных объектах и явлениях.
Основная задача подвижных игр — развитие физических качеств детей (ловкости, гибкости, координации в пространстве). Но если игра связана с темой природы, её можно использовать на занятии по экологии — после наблюдения, рассказа о природном явлении, растении, животном. Это разнообразит деятельность и послужит укреплению интереса к теме, поскольку малышам очень нравится двигаться, выполнять различные упражнения под музыку, перевоплощаться в персонажей игр.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатели используют рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада. Рассказ необходимо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять его смысл.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, которые мы рассмотрели ранее, применяют и инновационные.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо практиковать наглядность - это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы,таблицы, схемы, карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты.
Хорошие результаты дает использование индуктивного метода познавательной деятельности. Сначала дети получают информацию во время наблюдений, экспериментов и только после этого проводятся итоговые занятия, на которых устанавливают причинно-следственные связи, дети приходят к определенным выводам. Экологические занятия принесут больше пользы, если ребенок самостоятельно делает маленькие открытия и находки.
Экологические знания ребенку целесообразнее получать в познавательной деятельности. Ее основными видами являются экологические экскурсии, наблюдения, прогулки.
Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой. Это активная форма познания окружающего мира, имеет целью накопления факторов, начальных представлений об объектах и явлениях природы, в результате чего оно может рассматриваться как познавательная деятельность и как метод обучения.
Прогулки - повседневная форма работы, где дети, наблюдая, знакомятся с теми признаками объектов природы, явлениями, которые происходят в течение длительного времени.
Экологические экскурсии определяются в педагогике как форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Во время экскурсии дети знакомятся с явлениями природы в их природных взаимосвязях, с растениями и животными в среде их обитания, с разрушительным воздействием человека на природу. Содержанием таких экскурсий могут стать: обследование местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, наличие растений и животных. Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, игр, занятий с флористики, труда, рисования. На экскурсиях ребенок обогащает свои экологические знания, раскрывает свое сердце красоте окружающей среды, приучается к культуре поведения [6].
Исходя из того, что основная задача воспитательной работы - создание оптимальных условий для развития активности дошкольников, побуждать их к творчеству и самостоятельности и для этого актуально использование проблемных ситуаций. Проблемные ситуации позволяют стимулировать любознательность дошкольников, ставить их в условия практического поиска решения задачи. Проблемные ситуации развивают самостоятельность мысли, направляют на поиски ответа, понимание связей и зависимостей временного, последовательного и причинно-следственной содержания. В то же время, проблемные ситуации учат детей обосновывать свои суждения, предполагать, подводят их к самостоятельным выводам.
Применяя метод проблемных ситуаций, целесообразно использовать такие приемы, как подача детям вариативности признаков одних и тех же объектов, явлений; сравнение новых характеристик с уже известными, сочетание художественного описания объектов и явлений природы, учитывая их реальные черты через непосредственное восприятие. Проблемные вопросы - одна из самых распространенных и доступных для детей форм, побуждает малыша к познанию. Они развивают у детей продуктивное мышление через решение задач, поставленных проблем и дают новый познавательный результат.
Основная форма деятельности дошкольника - игра, которая одновременно является для него главным способом познания внешнего мира, основным элементом детского развития, в том числе и экологического воспитания. Игра - это творческая и эмоциональная деятельность детей, полна радости, поэтому введение ее в образовательный процесс способствует созданию эмоционального настроения и мотивации экологической деятельности.
Для решения образовательных необходимо использовать дидактические игры экологического содержания, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами – сюжетно-подвижные, подвижные, настольно-печатные, а также упражнения экологического содержания, которые развивают самостоятельность детей, способствуют приобретению знаний об окружающей действительности.
Очень помогает в закреплении полученных знаний, создании заинтересованности к окружающей среде использования различных викторин, конкурсов. Проведение воспитательных мероприятий экологического содержания помогает воспитателю расширить эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни человека. В экологических праздниках используем фольклорный материал, сказки, поэзии о природе. К проведению праздников привлекаются все дети и их родители, и каждый отдельный человек может проявить себя как индивидуальность.
Организация экологических выставок детских рисунков, иллюстраций к каждой поры года, поделок из природного материала, фотовыставок способствует проявлению активности, творчества детей и родителей, формированию устойчивого интереса к объектам природы, видению прекрасного в обычном.
Важным элементом развивающей среды является «экологическая тропа». Экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Её используют их для проведения учебных экскурсий, целевых прогулок, массовых мероприятий экологической направленности, пропагандистской работы по охране природы.
Для формирования осознанного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования - ведение календарей природы, отражение в них результатов наблюдений. Календарь природы помогает закрепить полученные знания в системе, а именно:
- Формировать у детей представление о закономерности сезонных изменений, характерные признаки каждого месяца, последовательность и причины изменений в природе: состояние погоды, жизни растений, животных, трудовая деятельность детей и взрослых;
- Закрепить знания о последовательности дней недели;
- Развивать творческое воображение, логику мышления через умение обобщать, систематизировать, делать выводы и отображать их в рисунках и графическом изображении.
Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически - постоянно в течение всего учебного года.
В работе по ознакомлению детей с природой, воспитания любви к ней, воспитателю трудно обходиться без художественной литературы, способствует обогащению языка, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые
повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширенные, углубленные, объединены, систематизированы. Занятия по экологическому воспитанию
интегрируются с другими сферами знаний: искусство, развитие речи, формирование математических представлений, физическая культура, музыка. Таким образом, различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка гуманное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой.