Получи документы

Формы и методы работы социального педагога с родителями…

Попова Любовь Петровна
Формы и методы работы социального педагога с родителями…
▼ Скачать + Заказать документы

В школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка, некоторые из них ведут аморальный образ жизни.

С недавних пор образовалась большая группа родителей, которые воспитывают «особого ребенка». Это дети с диагнозом аутизм или, имеющие сложную структуру дефекта развития.

Учитывая сложный контингент родителей и детей, обучающихся в нашей школе, следует выделить следующие специфические особенности взаимодействия педагогов с родителями :

Публикация «Формы и методы работы социального педагога с родителями…» размещена в разделах

1. Формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям школы.

2. Выработать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи.

В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития.

Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

Формы и методы работы

с семьей условно делятся на следующие этапы:

- профилактический; (классный руководитель)

- диагностический; (по запросу)

- реабилитационный.

Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. Учитель составляет социальный паспорт класса.

На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы :

1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью к специалистам, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей - предметников.

2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью в той или иной сфере образовательной деятельности. Работа соц. педагога строится по запросу классного руководителя.

На данном этапе характерно использование следующих диагностических методов :

1. Наблюдение,

2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;

3. Аанкетирование

4. Тестирование

Реабилитационный –На этом уровне работы с родителями можно подключать другие организации и специалистов : врача- психоневролога, медицинские учреждения города, органы управления социальной защиты населения для оказания материальной помощи многодетным и малоимущим семьям, детский приют «Наш дом».

Важное направление в работе – занятость детей во время каникул. Уже стало традицией, что в школе работает свой оздоровительный лагерь для детей из малообеспеченных семей, семей с детьми – инвалидами и неблагополучных семей, который финансируются из средств социальной защиты.

Дети специальных (коррекционных) школ склонны к совершению правонарушений, поэтому школа взаимодействует с органами внутренних дел. За школой закреплен инспектор ОДН, который является частым гостем у нас. С ребятами проводятся беседы, рейды в неблагополучные семьи. Инспектор является членом школьной дисциплинарной комиссии.

Хорошо налажена связь с органами опеки и попечительства, так как в школе много приемных семей и детей, находящихся под опекой. Работники этой службы помогают оформить детей в оздоровительные лагеря, оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям и детям- инвалидам.

Дети нашей школы получают бесплатное питание (завтраки, обеды). При необходимости им оказывается помощь при оформлении компенсации на проезд.

Если в семье поселилась беда - болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей, - это отчаяние. Именно поэтому основная задача, стоящая перед специалистами — показать родителям, что они не одиноки, что им готовы прийти на помощь, поддержать.

Многообразие трудностей, встающих на пути развития и функционирования такой семьи, выводит ее в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т. п.

Несовершенство нормативно - правовой системы, слабая социальная защищенность, труднодоступная психологическая помощь, а также невозможность получения систематической медицинской реабилитационной помощи свидетельствуют о том, что основные функции такой семьи нарушаются. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию эти семьи, как правило, не способны.

Помощь семье, имеющей ребенка с особыми нуждами, состоит из нескольких аспектов: психологического, педагогического и социального. Если психологическая и психотерапевтическая помощь основывается на работе с внутри личностными конфликтами, то социальная помощь направлена на разрешение межличностных конфликтов.

Стратегии помощи.

В зависимости от уровня активности и степени самостоятельности семьи в решении проблем, встающих на ее пути, можно выделить несколько стратегий оказания помощи.

Семьям, занимающим активную позицию по отношению к болезни ребенка, необходима, в первую очередь, информационная поддержка. Ведь главные трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям «особых детей», это правовой, информационный вакуум. Поэтому необходимо регулярно информировать родителей о правовых, законодательных гарантиях и возможностях; сведениях о различного рода медицинских, образовательных и других социальных институтах, занимающихся именно теми нарушениями, которыми страдает их ребенок. Родители, занимающие активную позицию, сами способны устанавливать необходимые связи и контакты, они часто становятся проводниками знаний для других семей. Как правило, именно они составляют актив родительского совета, основу общественного объединения.

Вторая категория родителей характеризуется отсутствием четкого понимания сложившейся ситуации в семье, некоторой растерянностью. Работая с такой семьей, необходимо, прежде всего, помнить о том, что инициатива во взаимодействии должна исходить от социального педагога, учителя школы.

Особое внимание при организации работы требуют семьи третьей категории. Они характеризуются отсутствием какой-либо активности и неспособностью разрешить даже самую незначительную проблему. Как правило, это семьи с одним родителем или находящиеся в процессе распада. Важно помнить о том, что при оказании помощи семье главной целью является создание условий, позволяющих ей решать проблемы самостоятельно.

Реабилитационная работа с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, проходит несколько этапов.

Первый и очень важный этап - диагностический. Именно на этом этапе выявляются проблемы семьи, определяется стратегия помощи.

Следующим шагом в деятельности специалиста является определение формы работы с семьей и основные направления по оказанию помощи. На этом этапе важно замотивировать родителей на совместную работу, показать, что специалисты и родители — союзники.

На следующем этапе работы с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, создается коррекционный маршрут, по которому будет двигаться ребенок и семья. Этот этап включает составление расписания коррекционных занятий, схемы индивидуальных программ и консультаций.

Вся система реабилитационной работы направлена на активное включение семьи и ребенка во взаимодействие с социальной средой.

В городе работает реабилитационный центр для инвалидов «Журавушка» и спортивный клуб «Победа». Наши дети с удовольствием посещают его спортивные секции.

В заключении, хочется отметить, что главное в работе школы с родителями — это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы работы социального педагога с родителями…
Опубликовано: 6 мая 2022 в 14:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы работы социального педагога с родителями…» (включая файлы) размещена пользователем Попова Любовь Петровна (УИ 2988238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД