Наталия Капустина
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития
УДК 373
Капустина Н. И., воспитатель
МДОУ «Детский сад с. Сторожевка
Татищевского района Саратовской области», Россия
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
На современном этапе развития системы образования на первый план
выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого
ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
развития, его возможностями и способностями. Количество детей, у которых
уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень
значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и
неуспеваемости. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5
раз. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического
развития (ЗПР). Задержка психического развития – это такой вид аномального
развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной
или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы
под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном
воздействии и под влиянием временного фактора. С позиции неискушенного
наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников.
Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее
начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его
речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания,
быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь
впоследствии на выполнении заданий учебного плана. К старшему
дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении
программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают
материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и
речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. С началом
обучения в школе клиническая картина нарушений становится более
выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а
психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Проблема изучения и коррекции задержки психического развития
дошкольников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых
актуальных. К. С. Лебединская подразделяла задержку психического развития
на 4 группы.
ISBN 978-5-6047354-5-9 Международная научно-практическая конференция, 15.12.2021
90
1. ЗПР конституционального происхождения.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
3. ЗПР психогенного происхождения.
4. Церебрально-органического генеза.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой
психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие,
внимание, мышление, память, речь. В настоящее время происходит
переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми
Федеральными Государственными Образовательными Стандартами
дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности
особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для
осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР
разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ. В основную
общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ,
разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности
обучения и развития детей с ОВЗ : варьированье сроков усвоения материала,
специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых
знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР. Это достигается за
счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под
редакцией С. Г. Шевченко, программы коррекции нарушений речи
Т. Б. Филичевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с
учетом особенностей психо-физического развития детей данного контингента и
решения общеобразовательных задач дошкольного образования. Программа
предполагает два года обучения в группе компенсирующей направленности
детей с задержкой психического развития. Главная цель программы
планирование, организация и управление образовательно-воспитательным
процессом в группе для детей с задержкой психического развития. В основу
программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики, дидактики и психологии, которые мы с успехом применяем в своей
работе. Коррекционно-развивающая работа в нашей группе строится с учетом
четкой организации пребывания детей в детском саду, правильного
распределения нагрузки в течении дня, координации и преемственности в
работе дефектолога, логопеда и воспитателей. Ведущим специалистом в группе
для детей с ЗПР является учитель- дефектолог, который выстраивает основное
направление коррекционной работы и осуществляет взаимодействие с
учителем-логопедом, воспитателями группы и узкими специалистами ДОУ. В
своей коррекционно-развивающей работе в ДОУ мы используем различные
формы и методы работы с детьми с ЗПР (как традиционные, так и
нетрадиционные).
Формы организации коррекционной работы строятся с учетом
особенностей детей с ЗПР: Фронтальная. Одной из форм работы являются
фронтальные занятия (музыкальные, физкультурные и некоторые занятия
воспитателей группы). Подгрупповая. Фронтальные занятия с подгруппой
детей. Эти занятия с первой подгруппой проводит учитель-дефектолог, а
ISBN 978-5-6047354-5-9 Международная научно-практическая конференция, 15.12.2021
91
параллельно со второй подгруппой проводит занятие воспитатель. Затем
подгруппы меняются. Занятия малой подгруппой (по 2-3 ребенка). На этих
занятиях проводится коррекция сходных нарушений детей. Фронтальные
занятия проводятся в более короткий временной промежуток по сравнению с
нормально развивающимися детьми. Так, в старшей группе 20 минут, в
подготовительной 25 минут. Это продиктовано повышенной истощаемостью и
низкой работоспособностью детей с данным нарушением. Примерно в середине
занятия обязательно проводится физкультурная минутка. Между занятиями
обязателен десятиминутный перерыв. Индивидуальная. Индивидуальные
занятия проводятся по специально разработанному графику учителемдефектологом. Длительность минут. Индивидуальные занятия и занятия
малыми подгруппами проводят воспитатели во второй половине дня, где
закрепляется изученный материал на занятиях у учителя-дефектолога.
Консультативная. Одной из наиболее весомых форм работы является работа с
родителями группы и работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ,
работающих с детьми данной категории. В качестве основного положительного
воздействия на ребенка ЗПР можно выделить работу с семьей ребенка.
Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью,
тревожностью, внутренней конфликтностью. В своей работе мы стараемся
сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая внимание
родителей к процессу обучения и воспитания, к созданию предметноразвивающей среды для ребенка в домашних условиях.
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного
усвоения изучаемого материала используются различные методы.
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).
2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных
наглядных иллюстраций, схем).
3. Практические (практические упражнения, графические работы).
1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с
ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо
продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто
используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует
повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким,
эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития
испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у
большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы
следует сочетать с применением наглядных и практических. 2. Наглядные
методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например,
наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или
явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам
следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия,
сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и
внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который
рассматривается на этом этапе. Остальные не показываются. А также в
ISBN 978-5-6047354-5-9 Международная научно-практическая конференция, 15.12.2021
92
коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы
обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать,
понюхать, попробовать на вкус). Наглядный метод является очень действенным
методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются
определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен
быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать
изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными
пониманию детей. 3. Из общепринятых практических методов в коррекционной
работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и
дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой
мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью,
трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений,
многократного выполнения умственного и практического действия достигается
овладение определенными знаниями. Особое место занимает дидактическая
игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру.
«Учить играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги.
Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности
активизации процесса обучения. Исходя из опыта своей работы, мы видим, что
применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному
положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку
необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать,
понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем. В
дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем
нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении
максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных
средств коррекции.
Список использованных источников
1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей
ред. С. Г. Шевченко. М. : Школьная Пресса, 2003. 96 с. («Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12).
2. Шевченко С. Г., Тригер Р. Д. и др. Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред.
С. Г. Шевченко. М. : Школьная Пресса, 2005. 112 с. («Воспитание и обучение детей с
нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 13).
3. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационнопедагогические аспекты : Метод. пособие для учителей классов коррекц. -развивающего
обучения / С. Г. Шевченко. М. : Владос, 2001. 136 с. : табл. ; 20 см. (Коррекционная
педагогика).
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития : Ран. диагностика и коррекция задержки
психич. развития, 1 год обучения : Учеб. -метод. пособие для дефектологов / Н. Ю. Борякова.
М. : Гном-Пресс, 2000. 62 с. ; 21 см. (Серия "Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание дошкольников с ЗПР" / Моск. гос. открытый пед. ун-т).
5. Борякова, Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у
дошкольников : Учеб. -метод. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Н. Ю.
Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. М. : Гном-Пресс, 1999. 63, [1] с. : ил. ; 20 см. (Серия "
В помощь логопеду" / Ассоц. авт. и изд. "Тандем").
ISBN 978-5-6047354-5-9 Международная научно-практическая конференция, 15.12.2021
93
6. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / [ авторы программ: Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина ; автор-составитель: Г. В. Чиркина]. 6-е изд.
Москва : Просвещение, 2017. 204 с.
7. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В.
Туманова, Г. В. Чиркина. 2-е изд., стер. Москва : Дрофа, 2010. 189 с.
8. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей : [книга для
логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е.. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург :
Литур, 2011. 316 с.
© Капустина Н. И., 2021