Марина Ковалёва
Формирования фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет
▼ Скачать
ТЕМА: «Представление о речевых и неречевых звуках. (I -я часть)».
ЗАДАЧИ:
Обучающие : - познакомить с представлением «речевые и неречевые звуки»;
- формировать умение детей вслушиваться в окружающие их звуки; слышать и различать их;
- закрепить знания детей о работе органов речевого аппарата;
- формировать умение составлять предложения по демонстрации действия и вопросам;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, гнозис;
Публикация «Формирования фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет» размещена в разделах
- развивать мимическую мускулатуру;
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: контуры шаров, звучащие предметы, предметы для составления
предложений (перечислены в занятии); тетрадь (на каждого ребёнка,
простые карандаши (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой Психогимнастика «Моё настроение».
На полотне контуры шаров различной формы со схематическим изображением эмоций.
- Выберите шарик, который больше всего понравился вам.
- Расскажите о его настроении. Изобразите такое же.
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, к нам в гости пришел Чебурашка и очень хочет с нами поиграть.
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
1. Дети стоят полукругом. Педагог предлагает поиграть в игру «Молчанка» :
- Что вы слышали? (ничего)
- Назовите предметы, которые вы видите на столе. Дети, называют предметы на столе: дудочка, стол, гармошка, коробка, колокольчик, погремушка, карандаш и т. д.
- Эти предметы издают звуки тогда, когда мы до них дотрагиваемся: постучим, поскребем, позвеним, пошуршим, ( педагог сопровождает пояснение действием: играет на дудочке, гармошке, звенит колокольчиком, гремит погремушкой, стучит по столу, шуршит бумагой и т. д.).
Расскажите, что сейчас вы услышали? Назовите действия предметов: колокольчик звенит, погремушка гремит, бумага шуршит, гармошка играет, дудочка дудит. 2. Знакомство с представлением «речевые и неречевые звуки».
- Сегодня мы будем учиться слушать, слышать и различать различные звуки.
- Вы слышали, как звучат разные предметы, когда мы до них дотрагиваемся. Мы можем услышать шум дождя, гул самолета, машины, вой волка.
Эти предметы издают не речевые звуки. Они сами не умеют говорить.
- А человек произносит речевые звуки.
- Человек произносит разные звуки: а,о,п,т,л,у, слова, умеет рассказывать. Он произносит речевые звуки, (педагог утрированно произносит ряд звуков, напоминает детям, что это речевые звуки). 3. Дифференциация речевых и неречевых звуков. К/У «Отгадай, какой это звук».
Педагог попеременно играет на музыкальных инструментах, стучит в бубен, гремит погремушкой, шуршит бумагой, произносит ряд звуков.
- Отгадайте, какие звучат звуки?
- Придумайте и произнесите речевой звук.
- Чем мы произносим речевые звуки? (язычком)
- Что помогает нам говорить? (губы, зубы)
III. Физ. Минутка «Мельница» (ОО «Физическое развитие»).
Быстро вертится крыло (руки вытянуты в стороны, вращательные движения
назад и вперед).
Мелет мельница зерно (движения те же)
А из этой муки испекли мы пирожки (ладошками показываем, как печём
пирожки).
Пирожки поели (имитация еды пирожков)
Заниматься сели.
IV. Составление предложений по демонстрации действий и вопросам (ОО «Речевое развитие»).
У педагога на столе предметы (самолет, кукла, кроватка, мяч, машина, мишка и т. д.). Педагог производит действия с предметами.
- Что это? (кукла)
- Что делает кукла? (кукла лежит, спит)
- На чем лежит (спит) кукла? (Кукла спит на кровати)
По аналогии составляются предложения с каждым предметом.
- Что это? (самолет)
- Что делает самолет? (самолет летит)
- Где летит самолет? (самолет летит в небе)
V. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие»).
У каждого ребенка нарисованы контуры предметов: колокольчика и девочки.
- Обведите контур предмета, который может звенеть
VI. Итог занятия (ОО «Речевое развитие»).
- Мальчик заблудился в лесу. Что он кричит? (ау)
- В норке запищала мышка. Как? (пи-пи-пи)
- На дереве закаркала ворона. Изобразите: кар-кар.
- Кто догадается, кто же произносит речевые звуки? (мальчик)
- Почему так думаете? (речевые звуки произносят люди).
- Чебурашки очень понравилось с вами играть.