Киямова Гузель
Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни в процессе физкультурно-оздоровительных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье, отмечается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста. В первую очередь это связано с множеством отрицательных явлений современной жизни, от уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.
Публикация «Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни в процессе физкультурно-оздоровительных занятий» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В последнее время наблюдается огромный интерес к проблеме здоровья растущего поколения, что свидетельствуется колоссальным количеством исследований ведущих ученых. Ведь нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чем воспитать здорового ребенка, который будет осознавать важность и необходимость заботы о своем здоровье. Поскольку собственно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Тем самым в современном обществе становится актуальна проблема здорового образа жизни.
Ни для кого не секрет, что применение физкультурно- оздоровительных занятий в жизни ребенка – это прежде всего ядро воспитания здорового образа жизни, в результате которого случается совершенствование и созревание жизненно значимых систем и функций организма. Общеизвестно, что собственно в дошкольном возрасте формируются движения, осанка, также идет формирование черт характера, приобретаются физические качества, закладываются основные принципы образа жизни (активного или пассивного) и т. д. Физическое воспитание дошкольников должно быть устремлено на укрепление их здоровья, привитие навыков здорового образа жизни, совершенствование психических и физиологических функций, развитие двигательных умений, также подъём умственной работоспособности, которая так необходима для обучения в школе.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно должен быть связан с двигательной активностью, то есть с использованием физкультурно-оздоровительных занятий, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального созревания дошкольника. Именно на основе заинтересованности детей к физкультурно-оздоровительным занятиям, будут формироваться познания и умения, обеспечения здоровой жизнедеятельности, то есть мотивацию на здоровье. Ведущей идеей должна стать идея устойчивого развития дошкольников, вырабатывание полноценной личности в период ее психологического и физического созревания.
У детей довольно рано начинают формироваться основные движения (бег, прыжки, лазанье, метание). Однако наиболее до конца их развитие происходит при правильно сформированном воспитательном процессе. Кроме основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста проводятся упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц (рук, ног, туловища). Их развитию способствуют такие спортивные виды физических упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, езда на велосипеде. В дошкольных учреждениях сформировалась установленная система использования физических упражнений с целью многостороннего энергичного воздействия на организм ребенка. Она состоит в целенаправленном, организованном применении занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком использовании физкультурных упражнений и игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Для правильного физического развития детей необходимо формирование гигиенической обстановки (гигиена помещения, участка, оборудования, одежды, обуви, обязательное выполнение научно аргументированного режима детской жизни, включая рациональное питание, вырабатываемых движений и мероприятия по закаливанию организма. При этом требуется постоянный контроль со стороны взрослого, проведение необходимой профилактической работы, целенаправленное воспитание. Важное условие полноценного физического развития детей – тесный контакт дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Хотелось бы отметить, что для развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста, очень важен творческий подход. Он оказывает содействие раскрытию потенциальных возможностей организма дошкольников, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей детей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Таким образом, чем раньше начать обучение навыкам здорового образа жизни, тем лучше. Узнав строение своего организма, научившись прислушиваться к его работе, ребенок поймет необходимость заботиться о нем. Дети дошкольного возраста научатся бережно относиться к своему здоровью, что будет способствовать его укреплению.
Используемая литература:
1. Баль, Л. В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/л. в. Баль, В. В. Ветрова. М. :ЭКСМО, 2010,- 128с.
2. Борисова И. П. «Обеспечение здоровья сберегающих технологий» // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения, 2013. – 170с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2013.-156с.
4. Коваленко, В. С. Оздоровительный комплекс для детей и методы оценки его эффективности/ В. С. Коваленко, К. М. Сергеева, Т. Л. Попова. – СПб: 2014.-46с.
5. Новикова И. М., Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет: Мозаико-Синтез; 2010-52с.