Елена Бабарико
Разделение пространства в помещении группы
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из фундаментальных положений Программы – это необходимость разделения пространства в помещении группы и на участке. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Таким образом, в рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения, (четкой организации и проведения игр и занятий, в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.
Темочки:
Центры активности. Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы:
• «Центр искусств»;
• «Центр строительства»;
• «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);
• «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;
• «Центр песка и воды»;
• «Центр математики и манипулятивных игр»;
• «Центр науки и естествознания»;
• «Центр кулинарии»;
• «Открытая площадка».
Способы организации центров активности и размещение материалов. Пространство группы может быть разделено на Центры активности с помощью, невысоких, устойчивых и прочных шкафов (полок) предпочтительно из натурального дерева, часть из которых снабжена колесиками. Рекомендуемый размер шкафов: длина – 120 см, высота – 70 см., глубина – 40 см. Для группы площадью 50–60 кв. м. оптимально иметь 8–9 шкафов.
В шкафах должны быть оборудованы отделения (игровые модули, закрывающиеся дверцами. При необходимости изменения или расширения пространства отдельных центров (например, при проектной деятельности детей) мобильность достигается за счет шкафов на колёсиках.
Желательно иметь также в группе шкаф размером 120 х 90 х 40 см, предназначенный для хранения крупных деталей строительного материала (конструктора).
Рекомендуемое специальное оборудование для Центров
Центр Оборудование
«Центр искусств» Двусторонние мольберты, соответствующие росту детей, размер рабочей площади –67х62 см
«Центр строительства» Напольный крупный конструктор (полые блоки, желательно из натурального дерева, для содержательных построек и развития совместных игр детей
«Литературный центр» Полка-витрина для детских книг с 3–4 горизонтальными отделениями на разном уровне, позволяющими детям видеть обложку и сознательно выбирать и возвращать на место книги
«Центр сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций» Мебель, диванчики, игрушечная плита, одежда для кукол и одежда для игры, принесенная из дома, и пр. для игры «в семью»
«Центр песка и воды» Стол для занятий с песком и водой со встроенным в него большим поддоном. Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка. Размер столешницы – 120 х 60 см
В группе должны быть круглые (диаметр 90 см) и прямоугольные (55х105 см) столы с регулируемой высотой ножек для использования во всех центрах. Рекомендуемое количество столов – 6–7 шт.
Количество стульев в группе должно соответствовать количеству детей.
Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», в который можно поставить диванчик или разместить мягкие подушки, игрушки и пр.
Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, следует приобрести открытые пластмассовые коробки, корзины, банки в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных Центрах).
Коробки должны быть легкими, вместительными, легко входить в полку или в шкаф и располагаться на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться (желательно по 3–4 коробки на одной полке). Коробки должны быть систематизированы и снабжены надписями и символами.
Самое широкое применение на практике получили распространенные в программе так называемые «работающие» стенды: «Наш день», «Я выбираю», «Звездочка недели» и др. Описание стендов и способов их использования приведено в разделе III (Содержательный раздел).
Дидактические правила организации развивающей среды
• Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на Центры.
• Материалы группируются логически и находятся в соответствующих Центрах.
• Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами Центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями.
• Мебель и оборудование нужно обязательно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей.
• Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей.
• Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться.
• Необходимо, чтобы в группе были места, где дети хранили бы личные вещи.
• Мебель и оборудование в групповом помещении и на открытой площадке должны быть расставлены таким образом, чтобы во время работы детей центры легко просматривались.
• Желательно, чтобы детские работы и материалы на текущую тему выставлялись на стенах на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.
• В групповом помещении должно быть столько столов и стульев, сколько необходимо для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно.