Галина Маслова
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр»
Условия формирования личного вклада
Научно – исследовательские
Изучена методическая литература и передовой опыт познавательного развития дошкольников
Изучена программа STEM – образование для детей дошкольного и младшего возраста
Анкетирование родителей
Диагностика детей
Методические
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Организация и обогащение соответствующей предметно-развивающей среды
в соответствии с ФГОС ДО
Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми.
Составление перспективного плана работы с детьми.
Подбор и разработка дидактического материала.
Организационно – педагогические
Проведение открытых занятий, проведение консультаций для родителей и коллег
Трансляция опыта с коллегами ДОО.
Публикация в педагогических сообществах
Выступление на педагогических советах.
Актуальность личного вклада
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира.
Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста.
Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету. Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры.
Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации. Образовательная область «Познавательное развитие», и, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет уникальный развивающий эффект. А обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т. к именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями.
Теоретическое обоснование личного вклада
Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других.
Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И. Ф. Шарыгина, Е. И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области.
М. Монтессори, Ф. Фребель, Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым, А. А. Столяром и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.
Идеи о ведущей роли познавательного развития детей дошкольного возраста в формировании личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн).
Цель работы:
Формирование у старших дошкольников элементарных математических представлений средствами дидактических игр.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
1. Способствовать повышению мотивации и интереса к занятиям математикой за счет разнообразия игр.
2. Развивать познавательные интересы у дошкольников : любознательности, пытливости ума, формирование активности и стремления к получению новых знаний.
3. Развивать познавательную деятельность: формирование чувственных способов познания, формирование системы умственных действий, развитие познавательных психических процессов.
4. Создавать условия, способствующие формированию навыков коллективной работы в процессе практической и игровой деятельности, и индивидуальному для каждого ребенка стилю познавательной деятельности.
5. Пополнить РППС в группе современными играми и пособиями по математике.
6. Содействовать повышению уровня педагогических знаний родителей по интеллектуальному развитию ребенка, стимулировать их творческую активность.
Ведущая педагогическая идея
Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников позволит повысить интерес к познавательной деятельности, а так же развить интеллектуальные способности детей.
Деятельностный аспект. План работы
Для достижения поставленных задач мною был разработан поэтапный план работы, где я наметила основные направления.
На первом этапе:
• Изучение уровня развития математических способностей у детей
• Изучение запросов родителей
• Изучение литературы, программы STEM «Математическое развитие»
• Изучение передового опыта работы по познавательному развитию.
На втором этапе:
• Пополнение РППС
• Подбор методического материала : создание картотек игр, разработка занятий и развлечений, консультаций.
• Внедрение системы работы
На третьем этапе
• Анализ эффективности работы, рефлексия
• Диссеминация опыта
На первом этапе по мимо изучения современной литературы, была проведена диагностика. Диагностика сформированности математических представлений, предложенная И. Н. Чеплашкиной, Л. Ю. Зуевой, проводилась в начале учебного года. В индивидуальном взаимодействии с ребенком, в игровой форме. Первичная диагностика показала невысокий уровень сформированности представлений о количестве, изменениях в числовом ряду, вызывает затруднение выстраивание предметного ряда по величине, сформированности пространственных отношений на плоскости листа, дети допускают ошибки в счете, не могут ориентироваться во времени, многие не знают геометрические фигуры, не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
Выявила детей, особо нуждающихся в моей помощи. Изучив новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.
В своей работе руководствовались следующими принципами, как необходимыми психолого-педагогическими условиями организации образовательного процесса с детьми.
Комфортности, предполагающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Ребёнку предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Технология руководства предусматривает создание комфортных условий, где царит атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия в увлекательной игровой деятельности. Познавательная активность, интерес к поиску проявляются лишь в том случае, где нет принуждения. Важным условием такого подхода в обучении является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность. Большое значение для развития познавательной активности имеет созданная в группе развивающая среда.
Создание предметно-развивающей среды
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей нами был пополнен уголок познавательного развития материалами занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр в соответствии с требованиями программы STEM, модуль «Математическое развитие», блоками Дьенеша, полочками Кюизенера, простейшими вариантами игр «Танграм», «Кубики и цвет», дидактическим пособием Фрёбеля. Мы собрали и систематизировали наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Работа по формированию элементарных математических представлений у детей происходит
– в специально-организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений фронтально происходит
использование различных игровых методов и форм, дидактических игр
- в совместной деятельности педагогов с детьми (подгруппами и индивидуально) осуществляется формирование новых и закрепление полученных знаний, знакомство детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.
Знакомство с играми происходит в вечерний отрезок времени индивидуально или подгруппами. В ходе совместной деятельности осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Своевременная помощь оказывалась детям, которые испытывали трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход – к детям с опережающим развитием.
Нами изготовлены разноуровневые игры, для создания ситуации успеха, развития уверенности в своих силах, такой подход дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях. Также поощрялось взаимодействие детей со сверстниками. Специально рассаживала детей таким образом, чтобы за одним столом были дети разного возраста, высокого и низкого уровней развития. Такое взаимодействие детей друг с другом способствовало развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей (со стороны слабого ребенка) возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля над своими действиями и действиями других детей. Здесь воспитывались такие важные качества, как взаимоуважение и сопереживание, развитие речи.
Затем, когда игры освоят все, они предлагаются на занятиях фронтально, а так же проводятся сюжетно-игровые занятия, квесты, игры-путешествия математического содержания.
Вся работа проводится в интеграции образовательных областей.
В дальнейшем, все освоенные игры, предлагаются детям для самостоятельной деятельности.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, мы знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаем узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваем: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно кастрюли?" (поверхность стола, лист бумаги т. д.).
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Наша задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Группа математических игр - путешествий во времени служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
В раздел занимательных математических игр входят игры на развитие пространственных ориентировок – пространственное преобразование. Это такие игры, как «Танграм», «Игры с блоками, кубиками на нахождение», вертикальная сетчатая плоскость, «Шашки», «Лабиринты», математические планшеты, «Кубики Никитина», игры с осью координат, зашумлённые картинки
Я работаю в разновозрастной группе и всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей к игре с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я принимаю участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
В процессе формирования пространственных отношений у детей использовала современные развивающие методы и приемы:
- Игровые: диктические игры и упражнения, развивающие и занимательные, пальчиковые игры
- ИКТ: презентации и электронные игры
В формировании элементарных ориентировочных представлений ведущим методом является практический метод.
Основными методическими приёмами являются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве.
Активно применяю методы проблемного и интерактивного обучения, где дети в условиях активного взаимодействия учатся, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Диапазон личного вклада
Разработан перспективный план работы с детьми
Подготовлен методический комплекс к плану:
- картотека игр математического содержания
- конспекты занятий «В зоопарке», «Спасем бегемота», «Гномики»
- квест «Путешествие по сказкам»
Консультации для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста" «Игры с палочками Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Мастер-класс: «Использование игрового дидактического материала по ФЭМП у дошкольников в домашних условиях»Мастер-класс по математике в старшей группе для родителей «Коза с козлятами»
Открытое занятие «Путешествие в математическое королевство»
Результативность педагогической деятельности
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений системы дидактических игр, специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в организованных и совместных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопо-нимания между родителями и педагогов
Поэтому целью моей работы в первую очередь было познакомить родителей с дополнительной информацией по формированию пространственной ориентировки ребенка в семье.
Работаем с родителями по следующей схеме: презентация изученной темы – обучение родителей – организация совместных дел. На этапе презентации мы убеждали родителей в значимости темы, её актуальности. Использовали такие формы работы с семьей как :анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?», индивидуальные и групповые тематические консультации: «Графические диктанты-средство интеллектуального развития дошкольников», «Развиваемся, играя», «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Были подготовлены материалы для информационного уголка : «Занимательные математические игры», «Игры - головоломки».
Памятки: «Поиграйте вместе с детьми!», «Ориентировка в пространстве и во времени», «Развивающие игры в математическом развитии старших дошкольников».
Были совместно изготовлены игры и занимательный материал с выставкой «Занимательные игры». Проведено родительское собрание «Интеллектуальное развитие дошкольников» с показом занятия «Путешествие в математическое королевство»
Трансляция практических достижений
На уровне ДОУ
Презентация «Математическое развитие» создание РППС
Мастер-класс «Осваиваем игры математического содержания», «Математический планшет», «Круги Луллия»
Международный образовательный портал «МААМ. RU» :
Конспект НОД по ФЭМП у детей средней группы «В зоопарке»
Конспект НОД по физической культуре у детей средней группы «Спасаем Бегемота»
Победитель всероссийской олимпиады «Проектирование в деятельности педагога в условиях реализации ФГОС» 25.05.2020
Воспитанница Маслова В. победитель олимпиады «Всезнайкино» 16.10.2020
Адресная направленность личного вклада.
Считаю, что мой опыт работы может быть использован воспитателями детских садов для организации системы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Трудоемкость личного вклада.
Необходимость разработки перспективных планов работы по данному вопросу, организации развивающей предметно-пространственной среды.
Литература
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики /А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2003.
2. Парциальная модульная программа “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» ( авторы: Волосовец Т. В., Аверин С. А., Маркова В. А.) ЭЛТИ-КУДИЦ Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019г
3. Маркова В. А. Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» : учебно-методическое пособие/ В. А. Маркова. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
4. А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» /Москва “Просвещение” 2001.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1995. – 96 с.
6. Михайлова З. А. Логико-математические игры для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2003. - № 4.
7. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста : Методическое пособие для педагогов ДОУ. / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб., 2002.7. Программа «Школа 2000…» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова
«Игралочка» Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.
«Игралочка» Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.
8. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3-4 и 4-5 лет (методические рекомендации). -М. ,Ювента2010.
9. Л. Г. Петерсон,Е. Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка».-М. Ювента 2010
10. Давидчук А. Н. Обучение и игра / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.