Анисимова Анастасия
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать
В настоящее время выделяется группа детей, которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.
Дети с ОВЗ не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению, поэтому одним из актуальных направлений работы по подготовке к школе данной группы детей является работа по формированию элементарных математических представлений. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции, осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушений в их развитии. [13,35]
К основным задачам формирования математических представлений детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями относятся:
1. Развитие логико-математических представлений (представлений о конкретных величинах, о математических свойствах и отношениях предметов, геометрических фигурах, числах, закономерностях и зависимостях).
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : сопоставление, обследование, упорядочение, группировка, разбиение.
3. Развитие логических способов изучения математических свойств и отношений (абстрагирование, анализ, отрицание, обобщение, сравнение,
классификация).
4. Овладение экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (моделирование, экспериментирование, воссоздание, трансформация).
5. Освоение математических способов познания действительности: измерение, счет, простейшие вычисления.
6. Развитие точной, доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря.
7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений у детей: сообразительности, смекалки, находчивости, догадки, стремление найти
нестандартное решение задач.
8. Развитие инициативности и активности детей.
9. Воспитание готовности обучаться в школе: развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости при преодолении трудностей, мелкой моторики и координации движений глаз, умений самооценки и самоконтроля.)
Организация занятий с воспитанниками с ОВЗ по формированию математических представлений
Воспитательно-образовательный процесс по формированию элементарных математических представлений у воспитанников с особыми образовательными потребностями выстраивается с учё том следующих принципов:
-доступность - соотнесение содержания, характера и объёма с уровнем развития, подготовленности детей;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
-формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
-использование разнообразного и разнопланового дидактического материала;
-стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение действий; возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
-системность–формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру; [3,58]
-преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
К занятиям необходимо тщательно готовиться: продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний (ФГОС ДО указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»[8,15] Подобрать разнообразный материал, его размещение, продумать формы организации деятельности детей (индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.) продумать формулировку вопросов и инструкций. Вопросы и инструкции должны быть краткими, конкретными, понятными детям. Результат обучения детей элементарным математическим представлениям направлен не столько на приобретение и усвоение ЗУН (знаний, умений, навыков, сколько на формирование отношений к окружающей действительности и развитию умственных способностей. Необходимо так организовывать опыт ребенка по формированию элементарных математических представлений, чтобы он учился пользоваться не только сенсорными эталонами (величина, форма и т. д., но и умел осуществлять рациональные действия (счет, измерение, величина). [5,352]
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников используются следующие инновационные методы, приемы и технологии:
-элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
-сравнение;
-метод моделирования и конструирования;
-решение логических задач;
-экспериментирование и опыт
-воссоздание и преобразование
-информационно коммуникативные технологии
-мнемотехнику
-здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики)
В настоящее время все большее распространение и популярность приобретают интегрированные занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей. Интеграция образовательных областей на таких занятиях оказывается очень эффективной. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности. Точное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более точными и обобщенными. Одним из условий математического развития дошкольников в образовательной организации является создание предметно-пространственной и информационной среды.
Математическое развитие дошкольников в разных видах деятельности
Формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется в разных видах деятельности: в повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи (в известных пределах, участие в коллективной деятельности с математическим содержанием, совместное выражение чувств, возникающих в зависимости от ее результата; в специальных играх и упражнениях; в обучении сюжетно–дидактическим и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений было целью и средством деятельности.
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. И здесь мы используем дидактические, подвижные игры (здесь ведется работа по ориентировке в пространстве и относительно своего тела, закрепляется количественный счёт, сюжетно-ролевые игры (одна только игра "Магазин" как закрепляет математические знания детей) Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Эффективным средством в усвоении основ математики являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, конструирование, оригами, аппликация. Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. Во время рисования отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где нужно изобразить объект.
Формирование элементарных математических представлений непосредственно связано с речевым развитием, где основной задачей является развитие математического словаря у детей. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также способствует формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. Сочетание речевого развития и продуктивной деятельности детей, развития познания и воображения приводят к наилучшим результатам при освоении детьми элементарных математических представлений.
Для математического развития детей часто используют проектную деятельность. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Главная цель организации проектной деятельности — развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. Познавательная деятельность и математическое развитие взаимосвязаны даже на прогулке: посчитать, сравнить дома по высоте, дорожки по ширине, определить правую и левую стороны. Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т. д. Отдельно стоит сказать об индивидуальной работе с детьми, где всё внимание направлено на конкретного ребёнка, подбираются приёмы, материалы, игры для достижения поставленных задач взаимодействия.
Вся окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является источником развития элементарных математических представлений.
Таким образом, математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Такие дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. [13,280]
Формирование математических представлений у детей с особыми потребностями не является изолированной задачей, а входит в общей комплекс воспитания и развития неотъемлемой составной частью. Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ строится с учетом закономерностей развития математических представлений у нормально развивающихся детей. Все направления по формированию элементарных математических представлений являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи решаются комплексно во всех формах его организации. Педагогическая система формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста базируется на комплексном подходе. Этот подход является ведущим при обучении всем видам деятельности детей дошкольного возраста. [12,342]