Галина Журавлева
Развитие математического мышления у дошкольников с помощью дидактических игр
▼ Скачать
Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребёнка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования.
Публикация «Развитие математического мышления у дошкольников с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Созданные педагогом проблемные ситуации, связанные с применением таких методических приемов как: обнаружение противоречия, рассмотрение различных точек зрения, создание ситуаций выбора, провокация, проблемные задачи, приведут к значительному повышению у детей-дошкольников уровня развития логического и математического мышления.
При формировании элементарных математических представлений у детей мы ставим перед собой целью интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Чтобы достичь вышеупомянутой цели, мы решаем следующие задачи:
• Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
• Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании
• Овладение математической терминологией
• Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребёнка
• Формирование простейших графических умений и навыков
• Формирование и развитие общих приёмов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
И действительно, гораздо успешнее это осуществлять обучение детей, используя игры, так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Проанализировав вышеупомянутую информацию, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений
у детей можно добиться, используя дидактические игры, которые дают возможность реализовать проблемный подход.
Т. к. именно дидактическая игра - это специально организованная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. Именно дидактические игры стимулируют познавательную активность детей.
В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к самому учебному материалу.
Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы:
во-первых, при выполнении игровых действий возникала необходимость в практическом применении счёта и логики;
во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности
и инициативы детей.
Конечно, чтобы применение дидактических игр было успешным, нельзя забывать про индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентирование в пространстве
3. Игры с геометрическими фигурами
4. Игры на логическое мышление
5. Игры путешествие во времени
Игры с цифрами и числами
упражняют детей в прямом и обратном счёте,
закрепляют порядок следования чисел натурального ряда и представления о соответствии между количеством, числом и цифрой, развивают внимание, эмоционально-волевую сферу, активизируют умственную деятельность.
Дети с удовольствием играют во всем известную «Назови соседей», «Часть и целое», «Учимся сравнивать».
Расскажу о некоторых играх, которые я использую в работе. Дети нашей средней группы очень любят «Лабораторию 10 игр», в которой им особенно нравятся игры «Рассади по вагонам», «Кто едет на паровозике?», «Угадай число», «Посчитай и усади».
Очень нравится детям замечательная игра на развитие знаний о составе числа «Весёлый счёт». А «Числовые домики» пожалуй, уже стали классикой.
Практика показывает, что если воспитатель постоянно вовлекает детей в активный процесс доказательства, предлагает задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения, то у дошкольников развивается интерес к занятиям, формируется самостоятельность, творческое отношение к познанию происходит успешнее. Детская любознательность, ярко выражающаяся в бесконечных вопросах ребёнка – источник его познавательного и творческого развития. Диалог между педагогом и ребёнком невозможен без вопросов друг к другу. Такие занятия превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не даётся в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создаётся, конструируется с участием детей или самими в так называемых проблемных ситуациях.