ирина гончарова
Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(пример занятия, возраст 4 - 5 лет)
Работа по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития – важная часть работы по подготовке их к обучению в школе.
Детей учат считать, измерять длину, ширину, высоту предметов, обследовать их форму, ориентироваться в пространстве, во времени и т. д.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития 4–5 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития должны осуществляться с опорой на наглядность (наглядные пособия, мелкий счетный, природный и другой материал, широко используют игровые приемы, дидактические игры, не забывают про физкультминутки. Привлекательность наглядных пособий, использование игровых упражнений и дидактических игр, все это создает у детей хороший эмоциональный настрой.
Важно заранее предусмотреть, как обеспечить активную работу всех детей, индивидуальный подход и помощь тем, кто затрудняется в выполнении заданий. Если педагог знает, что какому – либо ребенку, в силу его особенностей развития, не удастся выполнить все задания, их выполнение можно перенести на другое время (например, выполнить оставшиеся задания в индивидуальной работе).
Большое значение имеет создание удобной обстановки для детей, их ничего не должно отвлекать от работы, поскольку внимание у детей с задержкой психического развития чаще неустойчивое.
Детям с задержкой психического развития, возможно многократно, придется объяснять задание, демонстрировать последовательность действий, показывать приемы работы. Задания даются словами и в темпе, доступными восприятию ребенка с особенностями развития.
Примерный конспект занятия
Задачи образовательные: учить детей различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, называть общее число предметов, определять большее и меньшее число способом наглядного сравнения, показывать направления вверх, вниз, вперед, назад.
1. Педагог ставит игрушку елочки (зайчика, грибочка, машинки и т. д.) сверху, гриба – снизу, точно под елочкой. Сравнивают количество елочек и грибов.
Добавляют один гриб. Педагог сообщает детям, что они будут не только считать и говорить, сколько предметов, но и сравнивать, каких больше, каких меньше. Педагог считает елочки: «Одна елочка. Всего одна елочка», считает грибы: «Один гриб, два гриба. Всего два гриба». Педагогу необходимо обвести грибы рукой и повторить: «Всего два гриба». Педагог спрашивает детей : «Чего больше: елочек или грибов? Чего меньше: елочек или грибов? Сколько грибов? Елочек сколько?»
Педагог обобщает ответы детей и спрашивает, какое число больше: 1 или 2? какое число меньше: 1 или 2?
Педагог добавляет одну елочку. Спрашивает детей, сколько стало елочек. Педагог говорит, что теперь две елочки и два гриба, предметов стало поровну.
Педагог убирает гриб и выясняет, сколько грибов осталось и каких предметов стало больше, каких меньше.
2. Физкультминутка.
Педагог предлагает детям встать и поднять вверх обе руки, опустить руки вниз, сделать два шага вперед, сделать один шаг назад.
3. Педагог раздает детям три белочки и два гриба и просит «накормить» всех белочек. Дети могут сказать, что им не хватает одного гриба. Воспитатель удивленно отмечает, что белочек больше. Педагог считает: «Одна белочка, две белочки, три белочки. Всего три белочки. Один гриб, два гриба. Всего два гриба. Белочек больше, чем грибов! Грибов меньше, чем белочек!» Педагог раздает детям еще по одному грибу, спрашивает, всех ли белочек «накормили», предлагает детям пересчитать грибы и белочек и сообщает детям, что теперь грибов и белочек поровну.
4. Педагог подводит итог занятия.
У детей необходимо развивать интерес к математическим знаниям, умению делать простейшие обобщения, развивать самостоятельность, смекалку и сообразительность. Для успешного обучения в школе, им необходимо научиться отвечать на вопросы, делать выводы, говорить грамотно. Для выполнения разнообразных математических заданий, дети проявляют волевые усилия, преодолевают трудности, учатся доводить начатое дело до конца, контролировать свои действия. Так в процессе обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития воспитываются волевые качества, необходимые будущему школьнику.