Юлия Пятенко
«Люби и знай родной свой край». Проект по взаимодействию с родителями детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по взаимодействию с родителями на тему
«Люби и знай родной свой край»
Возраст: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Паспорт проекта:
1. Вид проекта: познавательный, тематический, творческий.
2. Продолжительность: 1 год (долгосрочный).
3. Участники проекта: воспитатели группы, родители, дети старшей группы № 2 «Непоседы».
Актуальность и обоснованность проекта «Люби и знай родной свой край»
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Темочки
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству…» Д. С. Лихачев
В процессе экономического и патриотического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социо - культурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема - духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей. Проблема патриотического воспитания детей становится одной из главных проблем.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является важным аспектом формирования личности ребенка и способствует развитию таких качеств, как уважение к старшим, чувство ответственности, справедливость, доброта, сострадание, терпение, честность, взаимопомощь, забота о ближних, любовь к природе и культуре, любовь к Родине, трудолюбие, скромность, уважение к старшим.
В современном мире особенно важно воспитывать детей в духе патриотизма, чтобы они знали историю своей страны, ценили ее достижения и в будущем стремились внести вклад в её развитие. Участие родителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников имеет большое значение. Важно донести до родителей, что именно родители - первые воспитатели своего ребенка.
Во-первых, родители являются примером для подражания, и дети усваивают многие нормы и правила поведения, наблюдая за ними, перенимают их поведение и отношение к окружающим. Во-вторых, взаимодействие родителей с ребенком в процессе воспитания помогает укрепить эмоциональную связь и доверие между ними. Кроме того, участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы в семье, что положительно влияет на всестороннее развитие ребенка.
Воспитание у ребенка любви к Родине начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, селом, городом, в котором живет, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.
Родители могут делиться своими знаниями об истории и культуре страны, рассказывать о важных событиях и героях, они могут демонстрировать примеры патриотизма в своем поведении и отношении к обществу. Совместные семейные мероприятия: посещение мемориалов и памятников, музеев, обсуждение фильмов и книг о героических поступках людей, способствуют укреплению у детей чувств любви и уважения к Родине.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: многие не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому часто осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей семьи.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного
образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников, в основе которого лежит сотрудничество педагогов и родителей. Сотрудничество предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Поэтому возник вопрос, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс духовно-нравственного воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Цель проекта: вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Задачи проекта:
- укрепление связи между семьей и детским садом через подготовку, организацию совместных мероприятий;
- формирование у детей и родителей знаний о родном крае;
- объединить усилия для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;
- повышение педагогической культуры родителей;
- развитие интереса к изучению истории и культуры родного края и творческих способностей дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
- активизировать воспитательные возможности родителей, воспитание у детей и родителей чувства гордости за своё родное село.
Основные направления работы:
1. Беседы и обсуждения:
- проведение бесед с детьми и родителями о культурных и исторических особенностях с. Дивное и Ставропольского края;
- обсуждение местных традиций и обычаев.
2. Познавательные экскурсии:
- организация экскурсий по достопримечательностям с. Дивное;
- посещение музеев, выставок, исторических мест.
3. Семейные проекты:
- создание проектов о родном крае, своей семье (презентации, рисунки);
- подготовка семейных творческих номеров на тему родного края.
4. Проведение викторин, игр на тему родного края, знание истории и культуры села Дивное и Ставропольского края среди детей и родителей.
5. Праздники, спортивные соревнования, посвященные значимым датам в истории с. Дивное и Ставропольского края.
6. Прогулки и походы на природу, создание карт и маршрутов для прогулок по селу.
7. Театральные постановки: инсценировки народных сказок и фрагментов исторических событий ВОВ.
8. Использование мультимедийных материалов для изучения истории и культуры села Дивное и Ставропольского края.
9. Организация выставки детских рисунков и поделок на тему «Любимый край родной».
Ожидаемые результаты: - повышение уровня знаний детей и родителей о с. Дивное и Ставропольском крае: дети имеют представления о селе, в котором они живут, знают, что это их малая Родина, знают краткие сведения об истории села и края, геральдику большой и малой Родины, свой домашний адрес, название села, края;
- развитие у детей и родителей чувства гордости за свой регион, свою Родину, проявляют интерес к русским традициям, обычаям, проявляют интерес к природе родного края;
- укрепление семейных связей и взаимодействия между детским садом и семьями воспитанников;
- улучшение коммуникативных навыков и креативности у участников проекта.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап: определение целей и задач проекта, разработка плана мероприятий, консультирование и информирование родителей о проекте.
2. Основной этап: реализация запланированных мероприятий: беседы, экскурсии, конкурсы, праздничные и спортивные мероприятия, театральные постановки, интерактивные занятия, выставки работ, организация совместных семейных проектов.
3. Заключительный этап: анализ результатов проекта, подведение итогов и оценка достигнутых целей, разработка рекомендаций для дальнейшего развития проекта.
1 этап. Подготовительная работа с родителями детей:
- Консультация для родителей «Любовь к родному краю».
- Консультация для родителей «Куда сходить с ребёнком в выходные дни».
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
- Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
-Подбор и разработка методического материала, художественной литературы, презентаций с помощью родителей:
- подбор исторической литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы);
- создание дидактических игр по теме «Моя Родина»;
- оформление альбома «Мое родное село»;
- изготовление папок-передвижек;
- презентации о Ставропольском крае, малой родине - селе Дивном и их достопримечательностях.
2 этап. Методическая работа: Составление конспектов образовательной деятельности с детьми, бесед о семье и родном крае:
«Моя семья»;
«Сундучок семейных ценностей и традиций»;
«Народные традиции и праздники»;
«Моя малая Родина»;
«Путешествие в прошлое с. Дивное»
«Достопримечательности нашего села»;
«Красота родного края» - красоту природы родного края дети с удовольствием отобразили в своих творческих работах.
«Сельские профессии: от земли до стола»;
«Где родился - там и пригодился»;
«Животный мир. Красная книга Ставропольского края»;
«Как я берегу природу Родного края»;
«Моя Родина - Россия»;
«Главный город нашей Родины»;
«Государственные и народные символы России»;
«Геральдика. Флаг и герб Ставропольского края»;
«Флаг и герб Апанасенковского края»;
Знакомство с творчеством писателей и поэтов Ставропольского края, чтение и заучивание стихов поэтов с. Дивное (Олег Анатольевич Забусов, Владимир Николаевич Душин, Татьяна Ивановна Томашева, Харченко Людмила Ивановна «Шел ребятам в ту пору…»).
В ходе проекта разработан цикл занятий, бесед и мероприятий, посвященных ВОВ «Помним и гордимся»:
«Кто такие ветераны?»,
«Героические прадеды»,
«Подвиг народа»,
«Герои нашего села»,
«Герои наших улиц»,
«Дети герои ВОВ»,
«Труженики тыла»,
«Животные - герои»,
«Памятники участникам ВОВ с. Дивное»,
детский проект с участием родителей «Я живу на улице героя»,
«9 августа 1942 года. Оккупация с. Дивное. Жизнь в тылу»,
«17 января 1943г. Освобождение с. Дивное от фашистских захватчиков».
Были проведены экскурсии к историческим местам родного села.
3 этап. Результативность проекта. Результатом работы по проекту являются следующие показатели:
дети: - проявляют интерес и знают некоторые факты из истории села Дивное;
- имеют представление о исторических памятниках, проявляют интерес к родному краю;
- знают геральдику Ставропольского края и Апанасенковского района;
- называют фамилии писателей Ставропольского края;
- называют птиц, животных родного края;
- имеют представление о традициях и обычаях родного села.
Родители: - повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- активное участие в подготовке к мероприятиям духовно- нравственной и патриотической направленности;
- увеличение количества родителей участвующих в проектах и мероприятиях группы;
- увеличение количества родителей, посещающих родительские собрания и участвующих в проектах и мероприятиях группы;
- повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
- Фото и видео материалы.
- Новые разработки сценариев мероприятий, дидактические и демонстрационные материалы, флаги и георгиевские ленты, костюмы для театральной деятельности.
- Участие детей в патриотических акциях и творческих конкурсах.
- Проектная папка.
Заключение. Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания юных патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наше село, наш край, нашу Родину, за людей-освободителей мира от фашизма. Нашим детям есть чем гордиться! Спасибо за внимание.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599).
3. Минпросвещения России: Единый календарь образовательных событий
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой
Т. С., Васильевой М. А.
5. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край».
6. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия».
7. Дурова Н. В. Очень важный разговор. Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста.
8. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е. Мы живем в России. (Старшая группа).
9. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской
народной культуры.
10. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
11. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
12. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
13. Михеева Л. М., Короткова М. В. «Русские народные праздники».
14. Соболева Л. Г. «Ставрополье в военные годы».