Хайруллина Анастасия
Формирование элементарных математических представлений посредством сказки у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством сказки у детей 3–4 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад «Белоснежка»
Методическое объединение
Тема: «Формирование элементарныхматематических представлений
посредством сказки у детей 3-4 лет».
Воспитатель
Хайруллина А. И.
Новый Уренгой 2021
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки у детей 3–4 лет» размещена в разделах
Я работаю во второй младшей группе, возраст наших детей от 3-х до 4 лет. В этом году передо мной стала новая задача по формированию элементарных математических представлений у детей. Для решения данной задачи и развития познавательного интереса у дошкольников я решила наряду с другими формами и методами в своей практике применить сказку. Такая форма позволяет соединить в себе и сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает сочинение сказок математического содержания вместе с детьми, театрализация, моделирование их из плоскостных геометрических фигур. Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей младшего дошкольного возраста, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности,«Три медведя», «Два жадных медвежонка» и т. д. поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации, а самое главное учит ребёнка логически мыслить. Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления : один, много, два, три персонажа и т. д.
Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.
В заключении хочу отметить: несмотря на технический прогресс дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно. Ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов. Регулярное использование сказок на занятиях по развитию математических представлений расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.