Ольга Чередина
Формирование элементарных математических представлений на основе дидактических игр и упражнений с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений на основе
дидактических игр и упражнений
с применением ИКТ.
(из опыта работы)
Воспитатель:
Чередина Ольга Николаевна
«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,
Публикация «Формирование элементарных математических представлений на основе дидактических игр и упражнений с применением ИКТ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
но и способствовала бы общему развитию ребенка».
А. В. Запорожец
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в
своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а
следовательно, предсказуем для человека.
Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринуждённо, для детей, как требует ФГОС, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль дидактических игр определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
В своей практике большое значение я уделяю дидактическим играм и упражнениям. В ситуации дидактической игры знания у детей усваиваются лучше. Дидактические игры помогают детям сформировать определенный запас математических знаний и умений, учат детей думать, рассуждать, самостоятельно решать задачи.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей среднего возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр и упражнений для развития памяти, внимания, воображения, мышления.
Все дидактические игры я разделила на несколько групп:
1. Игры с цифрами числами.
2. Игры с геометрическими формами.
3. Игры на ориентировки в пространстве.
4. Игры на ориентировки во времени.
5. Игры на логическое мышление.
Задачи:
• Формировать у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
• Формировать у детей умения выделять некоторые пространственные временные между предметами.
• Формировать умения устанавливать количественные соотношения.
• Развивать память, мышление, внимание.
• Обогащать словарный запас.
• Развивать связную речь.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
Доступность – соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Научность.
Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность – обучение продолжается в начальной школе.
Элементарные математические навыки обладают уникальным развивающим эффектом, они активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач.
А так как в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка, я сделала вывод, что в игре мне удастся привлечь внимание детей к таким видам деятельности, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить детское внимание не удается. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы игры в образовательный процесс.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Обучение для детей становится более привлекательным.
ИКТ имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно: позволяют увеличить восприятие материала; обеспечивают наглядность; повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное; побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности; способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; подбор иллюстративного материала к НОД; создание дидактических игр.
Дидактическая игра дала мне возможность решить различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей моей группы. Ведь входя в игру, раз за разом дети закрепляют соответствующие действия, преодолевают трудности математического характера, развивают такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Положительные эмоции, возникающие во время игр, так же обеспечили мне решение таких задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Все это свидетельствует о корригирующей роли дидактической игры, что немало важно для инклюзии.
Дидактические игры позволили мне индивидуализировать работу не только занятиях, но и в индивидуальной повседневной работе; давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. На занятиях я включала дидактические игры или в ход самого занятия или использовала их в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В коллективных играх я формировала у детей умение учитывать интересы своих товарищей, развивать чувство ответственности, воспитывать волю.
Важным аспектом являлось непосредственное моё участие (т. е. участие воспитателя) в игре, где я выполняла наряду с детьми игровую роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею.
В группе, в которой я работаю, организован уголок занимательной математики. В математическом уголке размещены игры и игровой материал для освоения детьми с разным уровнем подготовки. Например : настольно-печатные игры, геометрические мозаики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Дары Фребеля» и др. В своей индивидуальной работе с детьми я также использовала «Дары Фребеля», счётные палочки, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша (данный материал универсален : его можно использовать во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности).
Подбор дидактических игр для обучения математики детей среднего дошкольного возраста проводился мною в соответствии с возрастом. Ведь каждая математическая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной образовательной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей являлось закрепление знаний форм геометрических фигур, то и дидактическая игра, должна этому способствовать.
Мною так же проигрывались с детьми сюжетно-дидактические игры, например игры «Магазин», «Зоопарк» и т. д. Дети, играя в эти игры, не только воспроизводят трудовую деятельность, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Говоря о дидактической игре, можно сказать, что все полученные знания и умения закрепляются именно в ней. Они дают детям возможность упражняться, чтобы усвоить и в дальнейшем применять свои знания. Благодаря дидактическим играм дети накапливают опыт знаний и представлений о свойствах предметов (форма, величина, цвет, пространственное расположение, строение, целостность и части предмета). С помощью таких игр у детей формируются и совершенствуются психические процессы. Например, в играх с народной дидактической игрушкой у детей происходит сенсорное развитие (развиваются восприятие формы, величины, цвета). Поэтому необходимо уделять большое внимание дидактическим играм.
Для детей среднего дошкольного возраста на формирование элементарных математических представлений есть огромное количество дидактических игр. Каждая игра направлена на развитие того или иного умения. Например, для того чтобы научить детей думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы можно использовать такие игры: «Ассоциации», «Найди лишнее», «Когда это бывает», «Помоги герою выбраться из лабиринта», «Логический квадрат», «Логическая цепочка» и др.
Дидактические игры этого возраста направлены на закрепление и обобщение имеющихся знаний и на умение пользоваться приобретенными знаниями в практической деятельности. Так, в формирование элементарных математических представлений я ориентировалась на развитие таких умений: различать и сравнивать по разным качествам величины; группировать геометрические фигуры по форме/цвету/величине; закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
Играя в такие дидактические игры, как «Много-мало», «Правильный счет», «Отгадай число», «Узнай цифры» и т. п., дети закрепляют навыки прямого и обратного счета; усваивают порядок следования чисел натурального ряда; усваивают понятия «много, мало/один, несколько/больше, меньше, поровну»; подготавливаются к элементарным математическим действиям сложения и вычитания.
В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных папочек или геометрических фигур какое - либо изображение или предмет. Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление. В игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения.
В таких играх, как «Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «День-ночь», дети учатся ориентироваться в последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться понятиями «вчера, сегодня, завтра»; расширяют представления о временах года и т. д.
Игры «Сбор фруктов», «Раз, два, три – ищи», «Что изменилось?», «У кого хвост длиннее» и т. п., в них решаются следующие задачи: сравнивать предметы разных размеров по длине и ширине; развивать глазомер; использовать в речи понятия «длинный, длиннее, узкий, широкий»; уметь различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В заключении можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. Ребёнок, которому интересно узнавать что – то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.