Нина Сапельникова
Формирование элементарных математических понятий у детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических понятий у детей с нарушением слуха
Программа по формированию элементарных математических понятий у детей с нарушением слуха ставит те же образовательные задачи, что и программа массового сада: формирование понятий натурального числа, прямого и обратного счета, количественного и порядкового счета, арифметических действий (сложение и вычитание,нумерации.
Публикация «Формирование элементарных математических понятий у детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Эти задачи решаются с учетом специфики детей с нарушением слуха, особенностями их развития.
Программой отводится больше времени для изучения математического материала, т к овладение математическими знаниями, умениями и навыками одновременно связан с работой по развитию слухового восприятия и развитию речи.
Большое значение уделяется развитию мы
на основе неоднократных наблюдений объектов с опорой на использованием наглядности, дидактического материала т к в дошкольный период ведущим является наглядная форма мышления.
На занятиях по математике наглядно-практическая деятельность должна занимать значительное место.
Так при знакомстве с новым числом, овладение предметно-количественным значением числа, нумерации происходит на основе оперирования с различными множествами предметов (игрушки, геометрические формы, овощи, фрукты, палочки и т. п.)Таким образом, формирование теоретических знаний происходит в результате обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, при выполнении практических операций с предметными множествами и оформление операции речью.
Сознательное усвоение материала возможно лишь в процессе активного восприятия материала, развитие самостоятельности детей.
Большую роль в обучении имеет игра, как ведущая форма деятельности детей дошкольного возраста. Она повышает интерес к предмету и формированию правильных адекватных обобщений.
Большие трудности возникают при установлении «скрытых» признаков, поэтому необходимо осуществлять работу по формированию понятия числа, как общего свойства равномощных множеств в следующей последовательности:
Сравнение объектов, их изображений, одинаковых по форме, величине
Сравнение объектов, имеющих одинаковы признаки, кроме цвета; имеющие разную форму,но одинаковую величину
Имеющих одинаковую величину, но разное расположение в пространстве.
Происходит формирование понятий «больше»,»меньше», «поровну» и т. д. При овладении понятием числа, как результатом счета, следует строить в следующем порядке:
Счет однородных предметов разных по цвету
Разных по форме и величине
Расположенных в ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали)
Счет прыжков, хлопков,
Счет с использованием различных анализаторов,
Счет группами в прямом и обратном порядке. Следующей ступенью в овладении понячисла и счета является формирование понятия натурального ряда.
Это понятие формируется в тесной связи с овладением нумерации числа.
Эта работа должна строиться с ис пользованием различных упражнений:
Выполнение заданий на установление соотношений между количеством объектов, числительным и цифрой,
Овладение последовательностью чисел натурального ряда,
Овладение десятичным составом числа.
Формирование понятий о числе, нумерации, арифметических действиях- процесс сложный и длительный. Он начинается в детском саду и продолжается в школе.
Таким образом, вся работа по овладению математическими понятиями должна строиться на основе тщательной отработки всех этапов при усвоении системы математических знаний с учетом трудностей, возникающих у детей на разных ступенях овладения этими знаниями, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.