МААМ-картинки

Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку»

Таисия Лапина
Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование элементарных математических представлений через сказ

ку»[/b]

Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве…» как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет развивает воображение, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего художника, ученого, изобретателя.

Публикация «Доклад „Формирование элементарных математических представлений через сказку“» размещена в разделах

Детям нравится оптимизм сказок, образность сказок облегчает их восприятие, забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Одна из них – формирование элементарных математических представлений. Изучение математики – важнейшее средство интеллектуального развития ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами. Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.

Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей, т. к. сказки любимы детьми, понятны и знакомы им. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждё нно и легко: “Два жадных медвежонка”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик - семицветик” и т. д.

Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шарыгина Т. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т. к. облегчает процесс обучения. К. Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь.

Меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки, ведь сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию элементарных математических представлений.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Включение сюжетов сказок в организацию организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.

Русские народные сказки, как средство математического развития детей, необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций и усваиваются они как бы сами собой.

Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.

Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления : один, много, два, три персонажа и т. д.

Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.

Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета - “Про козленка, который умел считать до 10. Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козленком героев сказки, дети легко запомнят количественный счет до 10.

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая главному герою Емеле или Иванушке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Например, «Я колобок, колобок! По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, а от лисы не успел уйти». Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».

Задания подбираются в соответствии с программными задачами конкретного занятия. Они должны быть доступными детям, но требующими наблюдательности, знаний, анализа ситуации, размышлений. Такие занятия вызывают интерес к математике и помогают детям в игровой форме усвоить элементарные математические представления.

Перед проведением занятий провожу предварительную работу с детьми : в ходе подготовки к занятиям перечитываю сказки детям или слушаем в записи (аудиокассеты, инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием, стараюсь, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их.

Использую проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь героям, и он становится непосредственным участником сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый! Организованная образовательная деятельность проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного.

Использую большинство заданий на смекалку и сообразительность.

Завершается занятие неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто – либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги).

На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Итоговое тематическое занятие провожу полностью на сюжете какой – либо сказки, это интересно детям.

Большое место в работе с детьми занимают необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходства и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее ребё нку очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?»

Когда ребёнок четырёх лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например, так моделируется сказка «Волк и семеро козлят» :

А так – сказка «Два жадных медвежонка» (в виде заштрихованных кружков) :

«Три медведя» :

Эта условность доступна не всем детям, но работа в этом направлении продолжается.

Математическое содержание включаю в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка. Чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определённое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути и т. д.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком её понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте я использую в комплексе, применяю традиционные (дидактические игры, логические, решение математических задач) и инновационные (моделирование, математические сказки) методы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Физкультминутки стараюсь подбирать с текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки со сказочным сопровождением : наклоны, приседания и т. п.).

Для успешной работы с детьми в данном направлении в группе созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений через сказку. Свою работу в предметно - развивающей среде я начала с организации уголка занимательной математики. В уголке подобраны различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки; дидактические игры: «Поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси», «Помоги поросятам» по сказке «Три поросёнка», «Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба», «Весёлый счёт» по сказке «Репка» и т. д. Эти игры я используются в индивидуальной работе с детьми, все они интересны и занимательны.

В уголке размещен разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя:

- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики», «Веселый кубик», и т. д.);

- головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» и т. д.);

- логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.).

Имеющийся материал располагается таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В условиях, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов.

Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор, компьютер - они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке без труда вышел победителем – ребёнок чаще сидит у телевизора, а не с книгой в руках. Да и родителям проще включить кнопку, а не читать сказку и отвечать на вопросы своего ребёнка. Для того, чтобы родители больше времени уделяли своим детям: читали художественную литературу, беседовали с ними, играли; для повышения их интереса к математической деятельности; чтобы сделать родителей действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, я поставила для себя цель - вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

Для реализации целей была проведена следующая работа:

-родительское собрание «Роль сказки в развитии элементарных математических представлений у детей 5-го года жизни с показом занятия;

- консультации: «Роль сказки в развитии ребенка», "Нетрадиционные методы работы со сказкой", "Сказка и математика» и т. д.

Принимали участие родители и в создании предметно – развивающей среды, изготовление игр и пособий по ФЭМП для занятий в группе и т. д.

В результате работы по развитию у детей математических представлений посредством сказки, я сделала следующие выводы:

сказка положительно влияет на развитие математических способностей;

• комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;

• с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;

сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.

В заключении хочу отметить: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно. Ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов. Регулярное использование сказок на занятиях по развитию математических представлений расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка- на тебе! - живёт!

Когда и кто её сложил

В своей избушке где-то-

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было-

Всё сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила

Она живёт в любом дому

И странствует по странам

А почему?

Да потому,

Что без неё нельзя нам

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения. Содержание: Введение.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказку» в средней группе «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказку» (средняя группа) Цель: формирование элементарных.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений через дидактические игры «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,.

Формирование элементарных математических представлений. Познаем фигурыФормирование элементарных математических представлений. Познаем фигуры Формирование элементарных математических познаний. Познаем фигуры. Уже с малых лет мы приучаем детей к познанию тех или иных интересов.

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Актуальность темы: Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных.

Фотоотчет «Формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Формирование элементарных математических представлений» Фотоотчет "Формирование элементарных математических представлений" Формирование элементарных математических представлений является одним.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через игру» Консультация для родителей: «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через игру». Форма обучения элементарным.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру» Игра- это открытое светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра-это.

Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» Программа» от рождения до школы «3–4 года…» Принято педагогическим советом МАДОУ №272 протокол № от 30.08.2017 г. УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
Опубликовано: 22 июня 2018 в 10:52
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку»» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Лапина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД