Лященко
Формирование временных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – формирование временных представлений у детей
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать представления детей о временных интервалах : секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год;
- создавать условия для расширения представлений о свойствах времени : необратимости, текучести;
- обогащать представление детей о предметном мире, способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли;
- расширять представления дошкольников о сезонных изменениях в природе;
Публикация «Формирование временных представлений» размещена в разделах
- закреплять умение определять способ распространения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;
- продолжать учить с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
- развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу;
- развивать познавательно-исследовательский интерес.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Материалы и оборудование: морфологическая таблица и карточки для её заполнения, «временная матрёшка», часы, секундомер, песочные часы, календарь, эмблемы «Фиксики». Раздаточный материал – карточки с условным изображением частей суток, месяцев года, изображение часов без чисел и набор чисел от 1 до 12 на каждого ребёнка, ножницы, мольберт, указка, мультимедийное сопровождение. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, цветной принтер, фотоаппарат.
Этап, его продол-жительность Задачи этапа Методы, формы,
приемы, возможные виды деятельности Деятельность педагога Предполагаемая деятельность воспитанников
Психологический настрой,
1 мин. Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей.
Сообщение о предстоящей деятельности.
Игровая ситуация «Команда «Фиксиков».
Приветствие, установление зрительного, тактильного контактов.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльза Григорьевна. Присаживайтесь, пожалуйста на почётные коврики. Скажите пожалуйста, вы любите смотреть мультики? Какие? И мне нравится мультфильм «Фиксики». Но не всегда хватает времени, чтобы его посмотреть. Ребята, фиксики приглашают нас в свою команду! Вы согласны? Тогда, пожалуйста, берите эмблемы, приклеивайте их себе на грудь. Итак, мы в команде. Вы девиз их знаете? Приветствие, дети присаживаются на ковёр.
Называют любимые мультфильмы.
Приклеивают себе эмблемы
Вводно-организационный, 2 мин. Обогащать представление детей о предметном мире, способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли. Игровая ситуация «Что лежит в помогаторе?» -Я принесла с собой помогатор, как вы думаете, от кого он? Да, он от Фиксиков.
-Но что же находится в помогаторе? Так можно долго гадать, может есть другие способы, чтобы узнать, что лежит в здесь, не открывая её.
- Для чего нужны часы? Человек изобрёл часы, чтобы измерять время.
Мы должны научиться беречь время, вам это очень пригодится, когда пойдёте в школу. Дети предлагают свои варианты.
Пробуют потрогать, взвесить, понюхать, послушать.
Слышат тикание часов.
Отгадывают предмет в коробке.
Мотивационно-побудительный, 1 мин. Закреплять умение определять способ распространения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Проблемная ситуация «Как распространить информацию»
Фиксики хотят, чтобы наша команда помогла всем узнать, как можно больше о времени и научиться его беречь. Но вот проблема: как нам всем рассказать всё сразу? Откуда мы узнаем обо всём новом? Правильно, из рекламы, но реклама может быть и бумажной. Давайте мы с вами сделаем рекламу о времени. А для этого у нас и плакат есть уже, фиксики передали. Реклама по телевизору.
Афиши, плакаты, листовки, флайеры.
Расширение
имеющихся
представлений, 3 мин. Продолжать учить с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.
Продолжать формировать представления детей о временном интервале - секунда.
Развивать «чувство времени». Заполнение морфологической таблицы.
Игровая ситуация «Составим рекламный постер».
Игровое упражнение «Успей за секунду сделать движение».
Я вам хочу рассказать секрет от фиксиков, время делится на кусочки. Будем называть их «кусочки времени». Кусочки времени будем обозначать матрёшками разного размера, а у каждой матрёшки - свой значок. И самый маленький кусочек – секунда, мы будем его обозначать «фея секунда».
Мы должны еще и на рекламный плакат её поместить, поэтому не забудем наклеить в первый столбик рекламного плаката. В этот столбик мы будем наклеивать все кусочки времени. За каждый кусочек времени можно успеть что - то сделать, поэтому третий столбик рекламного плаката, обозначает действие и вот его значок. Что можно успеть сделать за секунду? Я успею хлопнуть, а вы? Хорошо. Чем можно измерить такой маленький кусочек времени? Правильно, секундомером (показ). Значок, который обозначает прибор для измерения кусочка времени, наклеиваем в четвёртый столбик. Предлагаю поиграть в игру «Успей за секунду сделать движение». Секунда – очень маленький кусочек времени, за неё можно успеть совсем немного. Участвуют в обсуждении.
За секунду можно присесть, подпрыгнуть, поднять руки, наклониться.
Встают, показывают своё движение в течение одной секунды.
Практическая
работа, 3 мин. Продолжать формировать представления детей о временном интервале - минута.
Развивать «чувство времени», умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем. Заполнение морфологической таблицы.
Игровое упражнение «Собери циферблат».
Следующий кусочек времени – минута, мы будем его обозначать значком «песочные часы».
А что можно успеть сделать за минуту? Я успею выпить стакан воды. А вы? В минуте живет 60 секунд, поэтому мы можем так много успеть сделать. Значок, который обозначает количество, мы помещаем в третий столбик. Как мы можем увидеть или измерить минуту? Да, с помощью песочных часов. Проверим? Проходите за столы, садитесь. Перед вами лежит циферблат, но у него чего - то не хватает. Ваша задача за одну минуту собрать циферблат. За временем всегда нужно следить, чтобы всё успеть. За минуту можно рассказать стихотворение, позвонить, одеться, завязать шнурки.
Садятся за столы, выполняют задание.
Восприятие и
усвоение нового
3 мин.
Динамическая
пауза, 2 мин. Создавать условия для расширения представлений о свойствах времени : необратимости, текучести. Заполнение морфологической таблицы.
Игровая ситуация «Волшебник времени - наоборот» Продолжаем заполнять рекламный плакат.
Кто знает кусочек времени, больше минуты? Да, это час, мы будем его обозначать значком «часы» Я успею за час сходить погулять. А вы? В часе 60 минут, кусочек времени «час» можно измерить часами (показываю часы, и движутся они в одном направлении – по часовой стрелке, так всегда бывает? Скажите могут часы идти в обратную сторону? А у фиксиков всё возможно. До наших часов дотронулся волшебник времени «Наоборот», и теперь всё время движется в обратную сторону. Давайте попробуем поиграть с волшебником. Вставайте с ковриков, смотрите на экран. Что вы видите? Мы видим, как идет человек, мы идем с ним, а теперь «Стоп». До вас дотронулся волшебник «наоборот», как мы теперь пойдем? Время может идти в обратную сторону только в сказках и мультфильмах, в жизни такого не бывает. Присаживаются на «почётные коврики».
За час можно поиграть в игрушки, сходить на прогулку, посмотреть кино.
Часы всегда идут по часовой стрелке.
Смотрят на экран: человек идёт вперёд, большой арбуз все вместе, машина едет вперёд, большое дерево.
Изображают идущего вперёд и назад человека, большой арбуз, машину, дерево.
Практическая
работа, 3 мин Продолжать формировать представления детей о временном интервале - сутки.
Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу. Заполнение морфологической таблицы.
Игровое задание «Деление на команды»
Игровое упражнение
«Подбери картинки к части суток» Сутки - следующий кусочек времени, мы будем его обозначать значком «ночь и день». Мы успеем за сутки, например, съездить в Екатеринбург. Сутки измеряются часами, их в сутках 24, а ещё сутки делятся на 4 части, это утро…Вы знаете части суток, поэтому, предлагаю поиграть в игру «Подбери картинки по частям суток». Для игры нам нужны четыре команды.
У каждой команды своя часть суток. Берёте разнос, подходите к столу. Вам нужно выбрать картинки, на которых изображена ваша часть суток. В течении суток мы успеваем сделать много разных дел. Присаживаются на «почётные коврики».
Утро, день, вечер, ночь.
Делятся сами на 4 команд.
Раскладывают картинки по частям суток.
Расширение
имеющихся
представлений, 3 мин. Продолжать формировать представления детей о временном интервале - неделя.
Заполнение морфологической таблицы.
Продолжаем заполнять рекламный плакат. Достаю следующий кусочек времени : неделя, мы будем его обозначать значком «семицветик». Мы успеем за неделю прочитать книгу. Сколько дней в неделе? Давайте все их назовем. Неделю можно увидеть на календаре. Показать календарь. Присаживаются на «почётные коврики».
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Расширение
имеющихся
представлений, 3 мин. Продолжать формировать представления детей о временном интервале - месяц.
Расширять представления дошкольников о сезонных изменениях в природе. Заполнение морфологической таблицы.
Игровое упражнение «Раз, два, три – ко мне беги!»
Продолжаем заполнять рекламный плакат. Месяц – ещё один кусочек времени, мы будем его обозначать значком «месяц» За месяц мы успеем съездить в отпуск. В месяце четыре недели. Увидеть можно на календаре. Предлагаю вам поиграть в игру «1,2,3 – ко мне беги». На столе лежат картинки с разными месяцами, вам нужно взять по одной и встать на край ковра.
-1,2,3-месяцы, когда медведь спит в берлоге, ко мне беги!
-1,2,3-месяцы, когда собирают урожай, ко мне беги!
-1,2,3-месяцы, когда катаемся на санках, ко мне беги!
-1,2,3-месяцы, когда все дети играют в разные игры, ко мне беги! Все месяцы прибежали и у нас получился целый год. Берут карточки с изображением месяцев.
Встают в шеренгу.
По сигналу двигаются те дети, у которых изображение месяца с заданным условием.
Кладут карточки на стол.
Расширение
имеющихся
представлений, 3 мин. Продолжать формировать представления детей о временном интервале - год.
Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Заполнение морфологической таблицы.
Игровое упражнение «Собираем временную матрёшку». Следующий кусочек – год, мы будем его обозначать значком «отрывной календарь». За год, каждый из вас подрастёт и пойдёт в школу. В году 12 месяцев. Измеряется год календарём! Теперь мы можем собрать временную матрёшку. Все кусочки времени - разного размера, но живут одной семьёй, каждый кусочек времени в ней нужно беречь.
Секунда живет в минуте, минута в часе, час в сутках, сутки в неделе, неделя в месяце, месяц в матрёшке по имени год. Присаживаются на «почётные коврики».
Помогают складывать матрёшку.
Заключитель-ный этап. Реф-лексия, 3 мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Метод трёх вопросов.
Проблемная ситуация «Как размножить большой плакат». Что мы сегодня заполняли?
Для чего мы его заполняли? Но плакат у нас один и он большого размера, а ребят много. Как сделать, чтобы все о нём узнали? Теперь наш рекламный плакат выглядит как листовка или флайер.
Садитесь за столы, их нужно разрезать.
Один оставьте себе, а второй подарите нашим гостям. Посмотрите как много мы распечатали листовок, их можно подарить своим друзьям, чтобы они тоже познакомились с кусочками времени и берегли их.
Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами играть. Мы заполнили рекламный плакат.
Для того, чтобы научиться беречь время.
Можно сфотографировать и распечатать маленькие листовки.
Садятся за столы, разрезают листовки, раздают гостям.