МААМ-картинки

Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников

Светлана Китанова
Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников

Содержание:

Введение

1. Использование дидактических игр и упражнений

1.1. Понятие «дидактическая игра» и «дидактическое упражнение»

1.2. Дидактические игры и упражнения в педагогических системах

3.

Введение

Публикация «Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников» размещена в разделах

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Е. И. Тихеева, Л. А, Венгер, А. П, Усова, В. Н. Аванесова и др.

Так же многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева)

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Необходимость ориентироваться во времени является жизненной необходимостью современного человека. Именно поэтому необходимо формировать у детей представления о времени уже в дошкольном возрасте. На возможность и необходимость такой работы указывают Е. Н. Лебеденко, Т. Д. Рихтерман, Г. А. Урунтаева. Р. Л. Непомнящая. Элементарные представления о времени могут быть сформированы уже в младшем дошкольном возрасте. Особое значение данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе. Время становится для ребенка регулятором его деятельности. Он сам должен

4.

ориентироваться в отрезках времени различной протяженности, соотносить свою деятельность с определенным временем, обладать чувством времени. Если у будущего школьника не сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднения при обучении в школе: не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

Это противоречие и определило тему исследования «Дидактические игры и упражнения в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста».

Объект исследования: формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : дидактическая игра как средство формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить возможности использования дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме формирования временных представлений о времени в дидактических играх и занимательных упражнениях.

2. Подобрать методы диагностики уровня сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести опытно-эксперементальную работу по формированию представлений о времени в дидактических играх и занимательных упражнениях.

Гипотеза: предполагается что, дидактические игры и упражнения способствуют формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста.

5.

1. Использование дидактических игр и упражнений в ДОУ

1.1 Понятия «дидактическая игра» и «дидактическое упражнение»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.

Истоки сочетания обучения маленьких детей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Гули - гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, учит производить элементарные игровые действия. Называя части тела, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей, Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам, А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры.

Дидактическая игра как метод обучения представлена в двух видах : игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в процессе игр-занятий чередуется с вопросами, указаниями, объяснениями, показом, Основой таких игр служит игровой сюжет, разнообразные игровые действия.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер. Обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности. А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

Дидактическая игра выступает и как средство формирования у ребенка отдельных качеств, умений, навыков.

В целом же анализируя работы Сорокиной, Удальцовой, Аванесовой, Бондарен ко и др. можно считать дидактическими такие игры, которые имеют особую учебно-игровую структуру, В ней выделяются следующие

6.

элементы: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры.

Дидактическая задача является первым необходимым элементом обучающей игры и направлена на сообщение, закрепление, систематизацию знаний, усвоение способов действий, формирование отношения детей к предметам и явлениям окружающей жизни, развитие познавательной активности. Следующим важным компонентом дидактической игры является игровая задача. В. Н. Аванесова указывает, что учебная, познавательная задача должна ставится перед детьми через игровую задачу, близкую мотивам детской игры.

Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. В этих условиях взаимоотношения между детьми и взрослыми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, а дети учатся у него, а игрой, тем, что воспитатель и дети прежде всего участники одной игры.

Как только этот принцип нарушается, т. е. исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, воспитатель становится на путь прямого обучения, дидактическая игра перестает быть сама собой, попадает в разряд упражнений. Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть представлено развернутое игровое действие.

Как отмечается в работах Ф. Н. Блехер, Е. И. Удальцовой и др. авторов, дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, выделения ролей и др. «При наличии игрового действия дидактические игры облекаются в игровую форму. Внимание ребенка направлено на развертывание игрового действия, а уже в процессе игры незаметно он выполняет обучающую задачу. Игровое действие создает у детей интерес к дидактическому заданию игры. Поэтому, чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают обучающую задачу» - указывала И. Удальцова. Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи ставится не прямое указание воспитателя и желание детей научится у него, а естественное для школьников стремлен не играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть, именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым усваивать необходимые знания и способы действия.

Основой построения дидактической игры, главным орудием управления педагогом познавательной и игровой деятельностью детей являются правила игры. «Правила приобретают в игре ведущее дидактическое значение, через них воспитатель направляет игру по заданному пути, соединяет

7.

дидактическую и игровую задачи, организует поведение и взаимоотношение детей в игре. Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические цели могут остаться невыполненными», - указывала на значение правил В. Н. Аванесова. Дидактическое назначение правил осуществляется благодаря тому, что они представляют собой довольно точно фиксированный способ действия, развивают в детях способность само и взаимоорганизаций.

Раскрытие особенностей дидактической игры, игрового характера различных ее сторон, элементов и звеньев - постановки и способов решения образовательных задач, мотивов и результатов деятельности ребенка, взаимоотношений педагога и детей обнаруживает необходимость выделения еще одной формы организованного обучения - дидактических упражнений, В основе дидактических упражнений лежит многократное воспроизведение, повторение, тренировка в том или ином действии. Ребенок получает возможность действовать со специально разработанным дидактическим обучающим материалом. Обучение приобретает здесь своего рода учебно-практический характер, отличный от прямого обучающего воздействия на занятиях и игрового воздействия в дидактической игре. Включение в дидактический процесс детского сада наряду с занятиями также дидактических игр и упражнений значительно повышает эффективность обучения, позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену деятельности, предупредить утомляемость и в течение всего учебного времени сохранить высокую работоспособность детей.

По характеру использованного материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, т. к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного возраста.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т. к. в них дети учатся высказывать самостоятельность суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Следовательно, эти игры развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на

8.

поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять полученные ранее знания.

Таким образом, дидактическая игра как средство обучения обеспечивает формирование новых и закрепление имеющихся знаний, учит детей использовать полученные знания в различных условиях, способствует развитию самостоятельности и активности мышления, Рассмотрение дидактической игры явления организованного обучения, как одной из форм организации обучения в детском саду предполагает наличие и взаимосвязь следующих ее компонентов: дидактической, игровой задачи и игрового действия, правил.

9.

1.2 Дидактические игры и упражнения в педагогических системах

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был увиден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно - образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

В помощь детским садовникам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф. Фребеля, с иллюстративным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.

Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребёнка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы,- все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Е. Н. Тихеева).

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр - занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы - вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение,

10.

наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляя ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширение арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые сегодня используются в школьных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др., настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с работой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направление создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативность мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставят перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

В дошкольной педагогики сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно - печатные, словесные.

11.

Заключение

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять и измерять время, планировать и регулировать свою деятельность во времени. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временны эталонов, где каждая мера складывается из предыдущей и служит основанием для построения последующей. Знакомя детей со временем необходимо учитывать следующие его особенности:

1. Время текуче. Ни одна даже мельчайшая единица времени не может быть воспринята сразу, "одномоментно ", а лишь последовательно: начало, а потом конец (секунды, минуты, часы).

2. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движения и ритм жизненны процессов (пульс, частота движения) или с помощью специального прибора - часов.

3. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).

4. Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было "завтра", становится после ночи "сегодня", а через сутки - "вчера".

Проблемой формирования временны представлений у детей дошкольного возраста занимались многие исследователи: Т. Д. Рихтерман, А. М. Леушина, А. А. Столяр, Е. И. Щербакова и мн. др. Огромный вклад по формированию чувства времени внесла Т. Д. Рихтерман. Благодаря созданию объемной модели время для дошкольников стало наглядно, что позволило показать динамику и основные свойства времени : непрерывность, необратимость, текучесть и периодичность.

Формирование временных представлений у дошкольников осуществляется систематично и последовательно; весь материал четко распределен по возрастным группам. Нет ни одного вида деятельности детей, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления.

У детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть за эти промежутки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их за ранее установленное время.

Список использованной литаратуры :

1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М., 1982.

3. Сорокина А. И. Дидактичес кие игры в детском саду. М., 1982.

4. Удальцова Е. И. Дидакти ческие игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976.

5. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. Дошкольная педагогика М. ,2008

6. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени : Методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст] – СПб., 2003.- 80

7. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». [Текст] – М., 1974.- 368 с.

8. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста : Учнбно-методическое пособие. [Текст] – СПб., 2004.- 64 с.

9. Рихтерман Т. Д. формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. [Текст] – М., 1991.- 47 с.

Приложение Б: Содержание диагностических заданий

Диагностика Е. И. Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы к детям:

1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?

2. Назови дни недели.

3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?

4. Когда бывает новый год?

5. Когда день твоего рождения?

6. Что можно сделать за одну минуту? За час?

7. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?

8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?

9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?

10. Назови месяцы зимы.

За полный и правильный ответ – 2 балла

За неверный ответ – 1 балл

За отсутствие ответа – 0 баллов

Уровень сформированности временных представлений детей Достаточный уровень:

- знать и называть дни недели по порядку;

- понимать, из каких частей состоят сутки6 утро, день, вечер, ночь;

- с помощью плоскостных и объемных моделей понимать непрерывность и необратимость времени;

- формировать знания о соотношениях единиц времени : неделя содержит семь дней, месяц четыре недели, год двенадцать месяцев и т. д. ;

- ориентироваться во времени по часам.

Показатели:

- называть части суток, дни недели;

-ориентироваться во времени, пользоваться часами;

- применять знания в самостоятельной деятельности.

Высокий уровень:

- осознанно использовать в своей речи слова : вчера, сегодня, завтра;

- знать дни недели, времена года по порядку;

- уметь пользоваться моделями времени;

- понимать объективность, непрерывность (продолжительность) необратимость времени : после зимы всегда наступает весна, а после ночи утро;

- ориентироваться по часам.

- ориентироваться во времени;

- пользоваться часами.

Показатели:

Высокий уровень – 15 – 20 баллов

Средний уровень – 8 – 16 баллов

Низкий уровень – 0 – 9 баллов

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов «Использование дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у.

«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представленийИспользование занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представлений Представляю вам презентацию по использованию занимательного математического материала в формировании у дошкольников математических представлений.

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников «Использование игровых приёмов при ФЭМП у дошкольников». Подготовила: Мураева Н. В. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в.

Использование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании временных отношенийИспользование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании временных отношений Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному».

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ТНР Части суток. Игра «Что ты сейчас делаешь?» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Педагог называет.

Опыт работы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным Б. Паскаль Огромную роль в умственном воспитании.

Опыт работы педагога ср. гр. «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений» Аннотация Опыт Работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разработан педагогом муниципального бюджетного.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Югорка" «Использование.

Презентация на тему: Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников
Опубликовано: 6 октября 2019 в 21:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Китанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД