Ирина Антонова
Формирование у дошкольников пространственно-временных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
И. В. Антонова, МБДОУ Д/С № 42
городского округа город Воронеж.
Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблю-дать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.
В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем случае в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.
Публикация «Формирование у дошкольников пространственно-временных отношений» размещена в разделах
У детей 4-5 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др.
Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей ока-зывает решение задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые от-ношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия).
Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой со-ставной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание вре-мени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени.
Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т. д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления.
Особую трудность вызвала методика по выполнению трех заданий за одну минуту. Наилучший результат показан детьми в усвоении ори-ентировки детей по дням недели и временам года.
Дети устанавливали временную последовательность между звень-ями, связанными разнообразными отношениями. Но во всех видах вы-полняемых заданий были обнаружены однотипные виды ошибок при нарушении детьми последовательности. Так, прежде всего, нарушался выбор точки отсчета. На первом месте располагалось то звено, которое сильнее всего эмоционально воздействовало на ребенка. Этот вид оши-бок чаще всего приводил к нарушению последовательности всех остальных звеньев. Выводы следующие:
1. Дети старшего дошкольного возраста уже могут установить по-следовательность, в основе которой лежат более глубокие связи и от-ношения: развитие явления, изменение предмета или логические и при-чинно-следственные связи. Они способны проанализировать взаимо-связь уже 5-8 звеньев, а затем практически установить порядок их сле-дования и объяснить данную последовательность.
2. Наиболее доступными для установления действий последова-тельности во времени являются:
- знакомый детям материал, о котором у них есть определенный запас знаний;
- выделяемые в нем звенья, если они значимы для данного содер-жания и несут в себе определенную информацию, и эмоциональная зна-чимость выделенных звеньев примерно равнозначна;
- звенья, связанные пространственными отношениями (где лошадка стояла раньше, где потом) или временными отношениями (что было сначала, что потом, где можно проследить начало, продолжение, конец.
Временную последовательность ряда звеньев ребенок может по-стигнуть тогда, когда он будет практически действовать с предложен-ными для упорядочивания звеньями.
Он должен одновременно сопоставить наличное состояние с пред-шествующим и последующим, тогда каждое звено будет воспринимать-ся не само по себе, а в системе. Для этого надо создать модель последо-вательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами материализуются в символы и удобно располагаются от начала до кон-ца.
При обучении детей установлению последовательности звеньев во времени необходимо дать им направление ряда. Оно может быть задано, с одной стороны, четкой формулировкой, как надо раскладывать временные звенья (от чего к чему). С другой стороны, время – однонаправленная величина, поэтому расположение звеньев лучше всего дать на прямой в виде стрелы (в философии известен образ времени в виде летящей стрелы). Это может быть вытянутый брус из картона с нарисованной слева направо стрелой по всей его длине. В верхней его части в прорези расставляются звенья в виде карточек-символов или сами предметы.
В условиях детского сада воспитатель также может вместе с деть-ми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашива-ется в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попро-щаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует пе-реходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек опреде-ляет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.