Марина Аулова
Формирование временных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование временных представлений у дошкольников.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, определять, измерять время (правильно обозначая в речи, менять темп и ритм своих действий. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых человеку в повседневной жизни.
Публикация «Формирование временных представлений у дошкольников» размещена в разделах
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Дети быстрее запоминают и называют утро и ночь. Дело в том, что названия «утро» и «ночь» дети чаще слышат от взрослых, как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро!» говорит часто мама, а воспитатель приглашает: «Приходи в детский сад завтра утром». Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъём, одевание, зарядка, ночной сон). Различение и называние дня и вечера, как частей суток больше затрудняет детей. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова. К тому же слово «день» используется в разных значениях. (День, как сутки, как половинка суток и как часть суток). Для этих промежутков времени характерно разнообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом для вечера, зимой для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже. В связи с этим очень важно как можно чаще взрослым употреблять эти слова в речи: «Добрый день! Добрый вечер! Вечером мы пойдём в гости….»
В средней группе уже можно показать детям, что бывает и что делают утром, днём, вечером и ночью не только дети, но и взрослые. А так же последовательность, сменяемость суток.
В старшей группе, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Слово «сутки» должно выступить, как обобщение, т. е, сутки состоят из четырёх частей день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, утро, ночь это части целого суток, что отчёт последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них В 5-6 лет у детей уже есть необходимый запас представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах.
В подготовительной группе (6-7 лет, продолжив работу, можно дать знания о календарном годе. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени : неделю, месяц и даже год. Наглядное представление о том, как дни «уходят», события «приближаются» даёт отрывной календарь.
Мир детства невозможно представить без сказки. Присутствие сказочного героя придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению, как математических понятий, так и литературного материала. Очень интересное пособие Т. А. Шорыгиной «Точные сказки» (Формирование временных представлений). Издательство ООО «Книголюб», 2004. Серия «Развивающие сказки для детей».