Екатерина Гольцова
«Звуки [Ф]-[Ф’]». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Звуки [Ф]-[Ф’]".
Цель: создание условий для ознакомления со звуками [Ф]-[Ф’].
Задачи:
• Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].
• Упражнять выделять звуки [ф, ф’] на фоне слова.
• Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
• Закреплять умение определять место звука в слове.
• Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
Оборудование:
• Две куклы: Фома и Филя.
• Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
• Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф’].
• Звуковые линейки.
Ход ОД:
1. Организационный момент
Дидактическая игра «Назови слово со звуком» (повторение изученного материала).
Дети проходят в кабинет, встают в круг, называют слова, начинающиеся на звук [Д].
Характеризуют его (согласный, твердый, звонкий).
2. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Ребята, возьмите зеркала и выполним артикуляционные упражнения.
Упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»
3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
Логопед: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук (фь). Расскажите о звуке [ф’]. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф’] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
4. Сообщение темы
Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф’].
5. Дифференциация звуков [ф, ф’] на слух
Логопед: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф, а дети поднимают соответствующие кружки.
6. Дифференциация на слух звуков [ф, ф’] в ряду слогов
Детям предлагают встать на ковер.
Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф’], подпрыгните.
Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ).
7. Дифференциация на слух звуков [ф, ф’] в ряду слов
Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф’], подпрыгните.
Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе).
8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф’].
Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф’] и отдают Филе или Фоме.
9. Физминутка
Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
10. Определение места звуков [ф, ф’] в слове
Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
14. Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»
Логопед: Нашим друзьям нужна помощь. Им очень интересно, почему одни слова длинные, а другие короткие. Давайте поможем им, посчитаем сколько слогов в словах.
Логопед показывает картинку, дети называют и указывают, сколько слогов в слове и каким будет это слово - односложным, двусложным или трехсложным.
Ответы должны быть полными - «В слове флаг один слог, значит слово односложное». «В слове фен один слог, значит слово односложное».
«В слове кофта два слога – значит слово двухсложное» и т. д.
11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза
Логопед: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.
Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.
Логопед бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т. д.)
Затем логопед предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.
(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка)
13. Итог занятия.
Логопед: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?
Логопед – с какими звуками мы сегодня познакомились. Какие они (Звук Ф -согласный, глухой, может быть твердым и мягким)
Посмотрите на картинку и назовите все слова с изученными звуками.
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!