МААМ-картинки

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС

Светлана Еремина
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС

Ерёмина Светлана Викторовна

Воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида структурное обособленное подразделение «Улыбка»

Республика Мордовия Ардатовский район город Ардатов

(Как сказал известный детский психолог Л. А. Венгер)

Публикация «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

(Его заслуга заключается в том, что ему удалось разработать теорию познавательных способностей ребенка.)

Л. А. Венгер

Чтобы воспитать всестороннюю и гармоничную личность, мы должны прежде всего развивать умственные, духовные и физические способности каждого ребенка, для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, их индивидуальные способности и возможности.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Они играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сказано: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

(Содержание вы видите на экране)

Поэтому мы в нашем детском саду стараемся приобретать современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, магнитный конструктор Магформерс, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лото, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша.

Рассмотрим некоторые из них :

Конструирование

Инструментом развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с конструктором для плоскостного и объёмного моделирования, работая с конструктором мы открыли его большие возможности для математического развития детей, начиная уже с младшего возраста. В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Деревянные конструкторы — это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».

Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками.

Как я уже сказала, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому, мы воспитатели детских садов, испытываем повышенный интерес к обновлению игрового оборудования.

Рассмотрим конструктор Магформерс. Элементы конструктора сделаны в форме геометрических фигур из яркого, красочного, прочного пластика. Все они легко соединяются между собой благодаря силе магнитов, которые спрятаны внутри многослойного пластикового корпуса, что обеспечивает полную безопасность ребенка. Вместе с тем, магниты свободно перемещаются внутри, обеспечивая надежное и аккуратное соединение деталей.

С помощью этого конструктора, дети научились создавать простые модели треугольники, квадраты, ромбы. Это и космические корабли, и разнообразные машины, самолёты, вертолёты, карусели. Наблюдая за детьми, мы убедились, что с его помощью можно собирать настоящие шедевры. Игра увлекает, развивает мелкую моторику, мышление, познавательный интерес, творческое воображение ребенка, знакомит с объемными фигурами, азами арифметики и геометрии. И самое главное позволяет с пользой и удовольствием проводить время. Магформерс – это гармоничное сочетание увлекательной игры и образования для детей.

Логические блоки Дьенеша – Еще одна популярная на сегодня «развивалка». На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т. д. Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Для игр с детьми старшего возраста понадобятся карточки-символы. (Вы видите их на экране) Обозначение цвета : кляксы красная, синяя, желтая; для обозначения формы : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, а домик без окошка – маленькая фигура; для обозначения толщины: толстый и худой человечек.

Палочки Кюизенера

Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Палочки вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками или палочками, создавая различные конфигурации, решают головоломки, выкладывают узоры по образцу и представлению. А в старшем дошкольном возрасте совместно с педагогом раскрывается секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.

(Следующий слайд о развивающих играх для детей по методике Никитиных.) Рассмотрим одну из них :

Игра Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших кубиков с цветными гранями. В процессе игры ребёнок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Особый интерес у педагогов и детей вызывают развивающие игры Воскобовича. Использование игр Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность в познавательную игровую деятельность.

Развивающих игр Воскобовича много. Расмотрим Игру «Геоконт» название игры образовано от словосочетания «геометрический контур». Игра представляет собой фанерное игровое поле, на котором закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу. Квадрат, круг, треугольник - все это легко запоминается в игре с волшебными Гвоздиками. Играя с «Геоконтом» у детей развивается сенсомоторные способности (освоение цвета, формы, величины, креативное мышление.)

Развивающие игры по методике Монтессори

Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку : малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. В нашей образовательной организации широко применяется говорящая ручка «Знаток». Используя эту ручку, дети получают эмоциональный и познавательный заряд.

Что же представляет собой говорящая ручка «Знаток». Это электронное устройство, озвучивающее детскую познавательную, художественную литературу, а так же, позволяющее самому ребенку с помощью встроенного в нее диктофона озвучивать иллюстрации, собственные поделки и т. д.

Области применения ручки «Знаток» для развития дошкольников в нашем детском саду различны:

- Мы используем её в процессе непосредственно образовательной деятельности. Использование ручки позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Ручка активно применяется по подготовке воспитанников к школе. Она помогает быстрее выучить начертание букв и научиться читать.

Так же ручка используется в кружковой работе. (по иностранному языку, в работе мини-музея, в озвучивании экспонатов и служить гидом.)

-В плане мы хотим использовать ручку в работе с родителями. Для подачи различной информации в родительских уголках.

Однако, хочется отметить, что использование ручки не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы : консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, мастер-классов.

Педагогами разработаны брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера; буклеты.

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Кадры

Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений главным образом зависит от квалифицированных педагогов. Наши педагоги работают по программе Е. В. Колесниковой и Л. Г. в качестве дополнительных заданий используем программу Петерсон. В ходе работы мы сталкиваемся с тем, что количество информации по тематике дошкольного образования, крайне невелико, в связи с этим, мы черпаем знания с педагогических сайтов. Так же активно участвуем в семинарах, семинарах- практикумах, проводимых в ДОУ, в муниципальных семинарах, где педагоги обмениваются опытом, а также в вебинарах, которые организуют МРИО (Мордовский республиканский институт образования). Последний вебинар состоялся совсем недавно на тему: Мой малыш и математика». Провела его О. И. Максимкина. Участниками вебинара были педагоги, родители. Вебинар был очень познавательным. Масса идей и игр, также рекомендации по использованию методической литературы, которые можно использовать в своей работе. По моему мнению вебинар отличная форма работы, на которых мы можем узнать много нового и интересного.

«В поисках инновационных идей» таким лозунгом хочу завершить своё выступление.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Выступление на общем родительском собрании «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений»Современный.

Использование игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех.

Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Применение здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС до 1. Применение различных видов гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста 2. Педагогические условия организации профилактической.

Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО .

Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста - это развитие его ума, формирование таких мыслительных операций и способностей.

Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОУСовременные подходы к организации патриотического воспитания в ДОУ Большие изменения происходят в нашей стране в последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли.

Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо 1. Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО» 2.- «Охранять природу – значит охранять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 10:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Еремина (УИ 501303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД