Наталья Пьянзина
Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса
Переходсовременного общества от индустриальной эпохи к эпохе ин-формации привел к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способно-стей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня очевидно ускорение темпов развития цивилизации, что обусловливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни.
Публикация «Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса» размещена в разделах
Модернизация образования сегодня – это не только государственное требование, но и важнейшее условие благополучия и развития и каждого че-ловека, страны, человечества в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.
В силу этого, новые нормативные документы, отражающие государ-ственные требования к образованию (ФГТ, ФГОС, отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характе-ристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазви-тию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образо-вания.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) представлен Планируемый итоговый результат дошкольного образования – социальный портрет ребенка к завершению до-школьного образования (к 7-8 годам). При этом под «социальным портре-том» понимается совокупность интегративных качеств, которые заклады-ваются в дошкольном возрасте и определяют результативность других сту-пеней образования. Формирование этих качеств предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и пси-хическое (личностное и интеллектуальное).
Таким образом, итоговый результат дошкольного образования должен находиться в преемственной связи с результатами освоения основной обще-образовательной программы начального общего образования (ООП НОО, которые, как известно, подразделяются на: предметные, метапред-метные и личностные. Под предметными результатами в дошкольном воз-расте может считаться интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующее те знания, умения и навыки, кото-рыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образо-вательных областей; под метапредметными – универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития.
Под деятельностным подходом понимается организация образова-тельного процесса, при которой обучающийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятель-ности. А под системно-деятельностным подходом – деятельностный под-ход, основывающийся на общих законах теории деятельности.
Учебная деятельность – это процесс самоизменения человека, ре-зультатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
Учебное действие это структурная единица учебной деятельности (представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учеб-ной цели).
Универсальное учебное действие (УУД) это учебное действие, име-ющее надпредметный характер.
Умение учиться желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, желание и умение их выполнять).
Общая теория деятельности позволяет также уточнить роль дошколь-ного образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности. Так, процесс формирования любого умения происходит в следующей последовательно-сти:
1) приобретение опыта выполнения действия и мотивация;
2) приобретение знаний общего способа выполнения действия;
3) тренинг в выполнении действия на основе изученного общего спосо-ба;
4) контроль.
Применяя этот закон к формированию УУД и умения учиться в целом в системе непрерывного образования, можно увидеть, что функция до-школьной ступени образования состоит не столько в формировании ее ком-понентов, а в приобретении детьми начального опыта выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Такое понимание базовых приобретений возраста полно-стью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной си-туации развития ребенка.
Целью дошкольного образования должно явиться непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрос-лыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой фор-мирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Для того чтобы воспитатель мог управлять процессом формирования у дошкольников предпосылок УУД разработан новый педагогический ин-струмент – технология «Ситуация» (Л. Г. Петерсон, А. И. Буренина, Е. Ю. Протасова, которая является модификацией технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон (ТДМ) для дошкольной ступени.
Суть ТДМ заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информаци-онные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.
На дошкольной ступени технология «Ситуация» дает воспитателю ключ управления процессом самостоятельных открытий детей в варианте, адаптированном к возрастным особенностям дошкольников.
Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов).
1) Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутрен-ней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую цель»).
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обяза-тельно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т. п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с ко-торым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завер-шения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
«Детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрос-лой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образова-тельный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руковод-ствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть, а стар-шие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо).
Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель не только полноценно включает методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу», но и целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что и он верит в них.
2) Актуализация.
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируют-ся мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей формируется опыт понима-ния инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.
3) Затруднение в ситуации.
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципи-ально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает де-тям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Этот этап чрезвычайно важен также с точки зрения развития личност-ных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что за-труднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае за-труднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение ви-деть свои ошибки, признавать, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)».
4)Открытие детьми нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятель-ного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» вос-питатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Основными способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому», а если не получается самому догадаться, «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их.
5)Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в кото-рых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях сов-местно с освоенным ранее.
При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, пони-мать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность.
Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети рабо-тают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формиро-вать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольни-ков.
6)Осмысление (итог).
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне началь-ный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных УУД, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Ко-му помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия. А да-лее, с помощью вопроса: «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели : «Вам удалось, потому что вы узнали … (научились)». Таким образом, позна-вательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый ха-рактер.
На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела.
Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представле-ний). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуа-ций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумы-вают, как насытить данную ситуацию важным развивающим содержанием.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственно-го образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осу-ществления образовательной деятельности по основным общеобразо-вательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
3. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образова-ния. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
4. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.
5. Филиппов Е. В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. 1996.