Светлана Кошкина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ТНР представлений о ЗОЖ через взаимодействие с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Кошкина Светлана Ивановна воспитатель Стюхина Светлана Васильевна инструктор по физической культуре Казьмина Светлана Ивановна воспитатель МАОУ Д/С №79 «Гусельки» г. Тольятти, Самарская область ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ Аннотация : в статье представлен опыт дошкольного образовательного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи представлений о здоровом образе жизни, применения здоровьесберегающих технологий. Акцентирована важность совместной работы с детьми и их родителями. Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, формирование представлений о ЗОЖ, взаимодействие с семьей, дети старшего дошкольного возраста. Проблема здорового образа жизни актуальна для нашего подрастающего поколения, а особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Часто речевой дефект сопровождается нарушениями со стороны центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы организма. Дети с ТНР часто болеют, с трудом адаптируются к окружающей обстановке, часто не посещают учреждение по болезни. Родители опекают своих детей, но не знают, как справиться с этой проблемой. На помощь к ним спешит система образования. В связи с этим в ДОУ организовывается комплексная работа, направленная на сохранение здоровья детей.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ТНР представлений о ЗОЖ через взаимодействие с семьей» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Педагоги приступили к организации работы здорового образа жизни детей и их семей, воспитывающих детей с ОВЗ. В качестве методической основы организации педагогического процесса был выбран проектный метод. Участниками проекта являлись учитель-логопед, воспитатель, родители и ребенок. Задачей педагога была повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ Было проведено анкетирование «О здоровье всерьёз», которое убедило родителей в необходимости участвовать в данном проекте. В ходе работы над проектом были проведены познавательно-исследовательская, творческая работы дошкольников и педагогов, были организованы развлечения и спортивные мероприятия с детьми. Начальным этапом проектом стало проведение психолого-педагогического тренинга «Давайте познакомимся», с целью выявления микроклимат в семье. В рамках проекта в начале учебного года были поставлены следующие задачи для развития двигательной активности: – пополнить и разнообразить двигательный центр; – ознакомить с подвижными играми, их правилами, формировать умения чётко выполнять их; – сформировать здоровый образа жизни в семье и детском саду. Для решения поставленных задач была разработана модель двигательного режима детей нашей группы, где были учтены возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Модель двигательного режима включает в себя утреннюю гимнастику и гимнастику после сна, мимическую гимнастику, самомассаж лица с текстовым сопровождением, ритмические и двигательные упражнения, закрепление основных движений в играх, пальчиковые игры, самомассаж (рук, ног, биологически активных зон, ходьбу босиком с использованием аппликатурных поверхностей, гимнастику для глаз, подвижные и малоподвижные игры с текстом на свежем воздухе, упражнения на внимание и развитие дыхания, психогимнастику, релаксационные упражнения, обширное умывание,
самостоятельную двигательную активность детей, а также совместную работу с руководителями физкультуры и музыки. Для обучения родителей способом организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни». Родители активно принимают участие в реализации задач проект: подготовка и проведение спортивно-развлекательного турнира «Здоровая семья», досугов и праздников, прогулок, совместные игры детей с родителями и педагогами. Пополнили физкультурный центр набором физкультурного инвентаря (скакалки, обручи, мешочки, шнуры, флажки, канаты, кегли, ленты, платочки, ребристая доска и т. д, коврики для профилактики плоскостопия, дорожки здоровья, маски для подвижных игр, а так же центр здоровья (игры о здоровой и полезной пище, лото о здоровье кожи, глаз, ушей, альбом «Моё тело», «Азбука здоровья», центр снятия психоэмоционального напряжения (подушки-эмоции, игрушки-антистрессы, зеркала, баночка «крика»). Для организованной и самостоятельной двигательной активности имеется выносной материал, атрибуты для подвижных игр, нестандартное оборудование. Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качество воздушной среды на территориях и в помещениях детского сада. В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского сада проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом «Кварц». Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Каждое утро в детском саду начинаем с утренней гимнастики. Для развития интереса к физической культуре, иногда вместо утренней гимнастики, мы проводим её в форме оздоровительной пробежки, музыкально – ритмических
движений. Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре (2 в спортивном зале и 1 на улице). В детских садах создаются дополнительные физкультурные, гимнастические или оздоровительные кружки. Основным направлением спортивных кружков является формирование у детей положительного отношения к спорту, физическим нагрузкам. Оздоровительные же кружки направлены на восстановление сил или же устранение каких-либо физических недугов, т. е. имеют своего рода коррекционную направленность. Совместная деятельность детей и взрослых в рамках проекта проявлялась в индивидуальных беседах с дошкольниками по темам : «Как я провёл лето», «Полезные и вредные продукты для здоровья» и другие, игры – практикумы, досуги с использованием различных жизненных ситуаций, благодаря которым у детей снимается чувство беспокойства, страха, агрессии. Одной из форм привлечения родителей к занятиям спортом стал выпуск стенгазет «Быть здоровым – это здорово», «Мы мороза не боимся», в оформлении которых участвовали педагоги и родители с детьми. Родители с детьми участвовали в выставке совместных работ «Овощные истории», придумывали костюмы, сочиняли сказки о чудесном превращении овощей в сказочных героев. Сочинение сказок сближает родителей и детей, дарит им массу положительных эмоций. В ходе проекта родителям были представлены пальчиковая и дыхательная гимнастики, массаж, индивидуальные консультации логопеда. На участке родители построили снежный городок, поэтому прогулки стали интереснее и физически активнее. После проведения огромной совместной работы, были подведены итоги, которые говорят о снижении заболеваемости детей в группе (средняя посещаемость детей 90%). Совместными усилиями педагогов и родителей у дошкольников были сформированы представления о здоровом образе жизни, интерес к активному отдыху. Как дети, так и взрослые, получили положительный опыт и знания сохранения здоровья. Дети научились работать в коллективе, сообща, умению слушать другого и выражать своё мнение.
Благодаря совместным досугам у ребёнка развивается познавательный интерес, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, кинестетические, вестибулярные отношения, обеспечивающие сенсорно-моторное развитие. Совместные занятия также влияют на создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата в семье, формируют у родителей основы физкультурной грамотности, способствует возникновению радостных эмоций как у детей, так и у родителей.
Список литературы 1. Анохина И. А. Система оздоровительной работы в ДОУ. – Ульяновск, 2005. 2. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников / Н. Ф. Дик, Е. В. Жердяева. – Ростов н/Д, 2005. 3. Киселёва Т. В. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжёлые дефекты речи / Т. В. Киселёва, А. И. Останина. – Екатеринбург: ГУНО, 1992. – 150 с. 4. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2007. 5. Овчинникова О. О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях // Детский сад от «А» до «Я». – 2006. – №3. 6. Шошина В. Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovaniepredstavlenii-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-starshih-doshkolnikov-s-obschimnedorazvitiem-rechi-cherez-vzaimodeistvie-s-s.htm