Брыкалова Людмила
Формирование у детей представления об изобразительном искусстве в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей представления об изобразительном искусстве
по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ.
Составила: Воспитатель Брыкалова Л. Н.
При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции. Они не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Специальные исследования убедительно показали, что эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Публикация «Формирование у детей представления об изобразительном искусстве в ДОУ» размещена в разделах
Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит вкусовые оценки окружающих его взрослых. Поэтому педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства давно волнует вопрос, как организовать процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую восприимчивость во всей ее наивной первозданности, а с другой – максимально обогатить детей содержанием и средствами культуры, которые выработало человечество. Не все педагоги находят правильные пути решения этих вопросов.
Вот вам в четырехугольнике обычная иллюстрация, есть какие-то фигуры, они жестикулируют, что-то друг с другом делают. От ребенка требуется рассказать, почему старик лежит, почему мальчик сидит. В какой одежде, в какое время года, в какое время дня, что у них в руках, что они делают и так далее. Этим всё ограничивается. И выходит так, что достаточно этих признаков. Так воспитывают детей путём изображений. А где же искусство, почему оно не доходит до ребёнка? Почему об этом не говорится?
Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия. Оно очень разное у детей. Надо считаться с разницей детских натур и педагогам, и художникам. И писателям – всем нужно хорошенько войти в искусство, чтобы понимать изображения, видеть их как художественные произведения.
Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это – развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах.
На пятом году жизни ребенок начинает выходить за пределы окружающей его действительности. Его теперь волнуют уже не только отношения, которые входят в круг его собственной жизни или складываются в ближайшем окружении. Малышу становится интересным весь мир.
Беседы с детьми о творчестве художника.
Прежде всего, сообщить детям о том, что сегодня пойдет разговор о художнике, о его произведениях.
Спросить детей, знают ли они, кого называют художником. Если ответы будут неверными, то объяснить, что художники - это люди, которые создают красивые вещи - картины, рисунки в книжках, лепят фигуры людей и животных. Они придумывают рисунки посуды, тканей, расписывают красками (игрушки, посуду, ткани). Предложить детям найти в групповой комнате вещи, которых коснулась рука художника, отметить правильность выбора. Рассмотреть наиболее интересные из них (репродукция картины, эстамп, расписная ваза, скульптура). Немного рассказать о них. Спросить детей, зачем художники всё это делают. Выслушать всё, что скажут дети, выделить то, что ближе к истине, и объяснить им: художники видят красивое в жизни, в природе, хотят выразить эту красоту в своих произведениях и сделать нашу жизнь прекрасней. Многие произведения художников учат людей доброте и любви к людям, животным и растениям.
Вот мы с вами взяли в руки морковь или яблоко, или горсть клубники (в зависимости от того, какие иллюстрации удалось подобрать) и, наверное, прежде всего, подумали, какие они свежие, вкусные, надо их съесть. А художник тоже может так подумать, но он увидит еще и их красоту: яркий цвет, пушистую, узорчатую зелень, и ему захочется нарисовать морковку так, чтобы все увидели, какая она красивая. Он возьмет лист бумаги, карандаш, краски и постарается изобразить ее так, чтобы всем захотелось полюбоваться морковью, а это он может, так как он мастер своего дела.
Художник может написать красками цветы, фрукты, картину природы – деревья, реку, облака на небе, может написать и портрет человека, и картину из жизни людей.
Для этой беседы подберите 4 репродукции: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетную картину. Например, «Зимний пейзаж И. Грабаря, «Натюрморт с черемухой» К. Петрова-Водкина, «Мика Морозов» В. Серова,
«Сенокос» А. Пластова.
Через некоторое время на эту тему следует провести вторую беседу с целью закрепления полученных знаний, выяснения того, как отложился материал в памяти детей. Здесь необходимо больше активизировать детей, спрашивая их, предлагая самим рассказывать о красоте представленных произведений, их жизненности и вызываемых ими чувствах. Наряду со знакомым уже иллюстративным материалом надо подобрать для этой беседы и новый материал.
Беседа о пейзаже.
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению природы.
Живописец-пейзажист не просто изображает то или иное состояние природы, но, создавая образы природы, он передает свое отношение к «изображаемом».
Пейзажи могут быть различными по виду: морской, городской, сельский, пейзаж-настроение, пейзаж в портрете.
Художника-пейзажиста характеризует влюбленность в природу, он умеет найти красоту в самых обыденных ее видах и состояниях: проселки, мокрые луга, лесные заросли, поля, деревенские околицы - все привлекает внимание художника. В произведениях пейзажиста часто отражается и настроение художника в данный период его творчества: то радостное и светлое, то грустное и тревожное. У каждого пейзажиста свое видение природы, одни и те же мотивы могут быть по-разному изображены различными художниками.
Художник-пейзажист расширяет наше представление и об окружающем мире, дает возможность людям не только вспомнить уже виденное когда-то, но и знакомит с новым.
Художники работают в разных стилях, в разной манере. Это зависит от того, в какую эпоху, в какой стране они живут, и в большей степени от творческой индивидуальности живописца.
Знакомство детей с пейзажем лучше всего осуществляет, подбирая произведения о разных временах года и суток. Это доступно детскому восприятию и пониманию, ребенку легче связать свои впечатления и переживания, полученные от наблюдения природы, с тем, что они увидят, в репродукциях живописных картин.
Не забывайте постоянно напоминать детям о том, что главной на картине с пейзажем всегда остаётся – природа.
«Что я узнал!»
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина называется -пейзаж.
/А. Кушнера/
Проводя беседы о пейзаже, нужно использовать поэтические тексты.
Художественное слово поможет ярче воспринять и глубже осознать картины природы, созданные художниками.
Беседы об осеннем пейзаже
Для осеннего пейзажа характер свой колорит. Ранней осенью среди зеленной массы деревьев и травы пламенеют красные осины, золотые березы.
Начиная беседу с детьми, покажите им картину И. И. Левитана «Золотая осень», обратите внимание детей на ее яркий сочный колорит.
Прочтите детям стихи А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
Рассмотрите с детьми другую картину - «Золотую осень» В. Д. Поленова.
Здесь красочные сочетания мягче, спокойнее. Цвет воды, розоватого неба, дальни берегов создает настроение тишины и покоя. Стоит прозрачная и ясная осень. По всему чувствуется теплый осенний день.
Рассмотрите с детьми композицию картины; отметьте, что художник изобразил не уголок природы, а создал широкую картину, изобразив уходящую вдаль спокойную реку, по берегам которой стоят позолоченные осенью березки. На первом плане в картине все ясно, отчетливо, сочно по цвету, а на дальнем - краски приглушенные, мягче очертания.
Затем в природе постепенно все меньше и меньше остается зелени. Бывает и так, что среди осени выпадает снег, колорит становится необычайно своеобразным и выразительным: сочетается яркая листва, синее небо и белый снег. А затем природа блекнет. Колорит пейзажа меняется: резче выделяются темные силуэты деревьев на фоне опавшей листвы и хмурого осеннего неба. Часто небо заволакивается темными тучами, которые низко нависают над землей, все окутывается сероватой дымкой. Вот как пишет об этом А. С. Пушки в романе «Евгений Онегин»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Покажите детям пейзаж, изображающий позднюю осень, например, «Серый день» В. В. Мешкова или «Начало зимы» Ряузова. Поговорите с детьми о колорите мглистого дня поздней осени, сравните его с яркими красками золотой осени.
Материал бесед с детьми о пейзаже построен по временам года, и проводиться в соответствующем сезоне, чтобы восприятие произведений искусства опиралось на жизненные впечатления детей. Необходимо продумать, как связать беседы о пейзажах времён года с восприятием детьми окружающей их природы в эти периоды в нашей местности. Неоценимую помощь в этом окажет наблюдение на прогулке, экскурсии в городской парк, рассматривание фотоматериалов с изображением родного края.
Портрет – один из сложнейших жанров изобразительного искусства.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц
В плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или Вовка, твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
(А. Кушнер)
Игорь Грабарь, известный художник и искусствовед, писал: «Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна, - пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько всё это увлекательнее и бесконечно труднее!»
Покажите детям, что при создании портрета художники стремятся к передаче характера человека, его духовного облика. Поэтому внешний и внутренний облик человека передаётся художником в единстве.
Используя репродукции, постарайтесь показать детям, что художники создают портреты не только знаменитых людей – полководцев, учёных, поэтов, артистов, но им интересны просто люди (молодые и пожилые); пишут художники и портреты детей.
Заинтересуйте дошкольников не только портретами, но и делами знаменитых соотечественников. Расскажите им о А. С. Пушкине и Н. А. Некрасове, П. М. Третьякове и И. Е. Репине, о генерале А. И. Гончарове и общественной деятельнице П. С. Стасовой. Вызовите чувство гордости и искреннего уважения ко всему, что ими сделано во имя Отечества.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, изображение мира через предметы. Расскажите детям, что в переводе с французского языка натюрморт в буквальном смысле означает «мёртвая природа», т. е. изображение неодушевлённых предметов, которые окружают человека и которыми он пользуется.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай - что это натюрморт!
Но натюрморт не просто изображение каких-то вещей. В нём есть смысл, содержание. Ведь, прежде чем художник возьмёт в руки кисть и краски, он тщательно обдумывает свою работу: рассматривает разные вещи, растения, ставит их, то вместе, то подальше друг от друга, а иногда даже просто разбрасывает вокруг.
Казалось бы, что красивого в простых предметах, овощах, фруктах? Да стоит ли вообще их писать? Но когда мы видим, какие чудеса творит художник с изображением таких простых овощей, как лук, то начинаем понимать волшебную силу искусства цвета, композиции.
Вначале предоставьте детям возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию. Поинтересуйтесь, понравилось данное произведение или нет. Затем назовите фамилию художника и расскажите всё, что знаете о нём. Но при этом важно помнить, что содержанием образования в сфере искусства должно являться не освоение информационной стороны произведения, а воспитание личностного отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе. Поэтому беседы об искусстве только тогда смогут стать подлинным средством воспитания и развития в детях чувства прекрасного, если взрослые, готовясь к разговору с ними, не ограничатся лишь сухими искусствоведческими данными, а постараются просто и искренне передать им своё эмоциональное отношение к увиденному, а затем уже будут добиваться от детей понимания ими художественных достоинств картины.
Произведения изобразительного искусства – картины, репродукции, книжная графика (иллюстрации, скульптуры – имеют широкий диапазон использования. Они представляются как эталон прекрасного.
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.
Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного творчества.
Цель педагога – помочь воспитанникам в ознакомлении с русским народным декоративно-прикладным искусством : дать некоторые сведения о промысле, его содержании, средствах выразительности, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями того или иного промысла.
Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительность, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.