Лариса Ларина
Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм ставится на первый план. Эту работу проводят постепенно, изо дня в день, опираясь на инсценировки, художественные произведения, пальчиковые игры, мимические упражнения, имитацию движений.
Прежде чем учить детей средствам выразительности, я сама стремилась быть им примером в повседневном общении, чтении, декламации, театрализованных играх. Насколько сильно я подчеркивала интонацией смысл произведения, давала характеристику образам, зависело и понимание сказки, стиха, рассказа и его эмоциональное нравственное воздействие на детей.
Публикация «Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованных игр» размещена в разделах
Упражнения по выразительности интонации я начала еще с первой младшей группы. Например, посмотрев театрализованную игру по сказке «Теремок», я предлагала детям поиграть так же (надо попроситься в Теремок, как Мишка и как Волк, кто жалобнее скажет? (Кто похож больше на волка). Дети помогали выбирать лучшего, и победитель получал аплодисменты.
Но детей надо было не только научить говорить эмоционально, но и действовать как герои сказок. Вначале учила способам вождения персонажей, кукол. Например, заяц скажет, а медведь идет, покачиваясь из стороны в сторону. Эти упражнения доставляли радость детям, и я стала замечать, что некоторые дети, принося из дома маленькие игрушки, манипулируя ими, выражают и интонацией и движением какие-то действия, придумывая свои маленькие сюжеты. Я стала использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте», «Дай», «Возьми». Например, сделав зарядку, я читала с детьми четверостишие для эмоционального подъема.
«Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнату
Мы похлопаем в ладоши
Все мы рады солнышку».
Однажды после прочтения этого стихотворения я показала детям нарисованные лица выражающие «радость», и «грусть» и спросила: «Какое лицо подходит для этого стихотворения? Почему? Покажите как вы рады солнышку». Так постепенно я начала учить детей выражать мимикой настроение и характер героев. Читая произведения, я обращала внимание на фрагменты и превращала их в театрализованную игру. Просила детей повторять эти слова с разными интонациями: грустно, весело.
Недавно перед праздником 8 Марта я предложила детям игру «Передай сердечко». Дети, стоя по кругу, передавали надувное сердечко и говорили одну фразу «Я люблю свою маму», делая ударение на определенном слове.
Сейчас дети стали взрослее, и я начала учить их вести диалог между персонажами, выражать радость, грусть, восторг. Такие упражнения развивают и пантомимические средства выразительности. Это способствовало тому, что сейчас дети с удовольствием участвуют в театрализованных играх.
Передать характер персонажа помогает музыка. Например, на музыкальном занятии можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей – клоун, лошадка, медведь, птичка, давать возможность детям ритмично ударять бубном или молоточком, чтобы показать как идет медведь или заяц, веселая и уставшая лошадка.
Успешность работы по воспитанию нравственных качеств посредством театрализованной деятельности, зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.