Ольга Вавилина
Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый день ребенок открывает для себя что – то новое, сталкивается с многообразием красок, форм в окружающем его мире. Все то, что его заинтересовало, малыш отражает в игре, речи, рисовании. Для маленького ребёнка одним из значимых свойств окружающей действительности является цвет.
Изобразительная деятельность и повседневный опыт обогащают наше
восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Чтобы каждый ребёнок мог разбираться в многообразие цветовых сочетаний, прочувствовать и знать, как его использовать в своём изобразительном творчестве, необходимо систематически и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей средой. Формировать умения самостоятельно создавать нужные цвета и оттенки. Всё это влияет на эмоциональную сферу ребёнка и формирует художественный вкус, учится видеть мир во всём многообразии цвета.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.
Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:
Во - первых, нужна система в работе по формированию чувства цвета включая все виды изобразительной деятельности.
Во – вторых, включать в работу с детьми классические и народные произведения изобразительного искусства.
В – третьих, научить ребёнка видеть красоту и явления величественной природы.
В – четвёртых, обращать внимание оформление развивающей среды детском саду.
В – пятых, воспитатель должен быть компетентен в вопросах цветоведения.
В – шестых, это обязательная просветительская работа с родителями.
В своей работе с детьми я использую такие принципы:
1. последовательности: от простого - к сложному;
2. наглядности;
3. доступности;
4. практичности: на практике использовать полученные знания;
5. индивидуальности.
В работе с детьми на занятиях по изодеятельности использую такие методы, как:
1. Игровой метод.
Я считаю, что игровые способы делают процесс обучения увлекательным, способствует усвоению знаний, умений и навыков. На занятиях через игру дети знакомятся с необыкновенным миром цвета, а попадая в сказочную страну «Радужная» сами становятся волшебниками, экспериментируя с красками, получают новые оттенки. Используют выразительные средства – цветовые сочетания, разнообразные формы и композиции, для воплощения своего замысла.
2. Наглядный метод.
На своих занятиях я использую репродукции известных художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Айвазовский, А. Саврасов, В. Суриков, И. Репин, В. Васнецов и др.
При рассматривании картин обращаю внимание детей на цветовое решение художника, знакомятся с таким понятиям, как колорит. Рассматриваем иллюстрации к сказкам и рассказам. Широко использую в работе изделия народно – прикладного искусства.
Всё это способствует развитию художественного и эстетического вкуса и цветовосприятия у детей.
3. Словесный метод.
В своей работе я использую художественное слово (стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т. д., загадки о цветах и их оттенках; сказки, рассказы, беседы, викторины.
Цветовосприятие у детей осуществляю через разные формы работы :
- непосредственно образовательную деятельность;
- экспериментирования;
- наблюдение в природе;
- игровая деятельность
*игры с предметами,
*дидактические игры : настольно - печатные, словесные.
Рассмотрим дидактические игры, которые направлены на развития цветовосприятия у дошкольника.
В ходе игровой деятельности ребёнок усваивает, систематизирует, закрепляет и получает новые знания, о том или ином цвете. Активизируется цветовой словарь у детей.
У детей в игре происходит накопление знаний. Многократное повторение игры является необходимым условием развивающего эффекта.
Классики русской педагоги К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, говорили, как она плодотворно влияет на воспитательные, обучающие и развивающие возможности ребёнка.
Психолог А. В. Запорожец, раскрывал роль дидактической игры : «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»
Дидактические игры и упражнения по – цветоведению развивают :
зрительно - пространственное восприятие
мелкую моторику рук
речь, словарный запас
память, логическое мышление
творчество
способности к изобразительной деятельности
Когда учебные и познавательные задачи становятся перед детьми не прямо, а через игру, всё это связано с интересным началом – с игровым действием, правилами, то дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения.
В подготовку к проведению дидактической игры входят :
отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
выбор места для игры;
определение количества играющих (вся группа, подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала;
методы руководства игрой;
подготовка к игре детей, обогащение их знаниями.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Можно применить различные приемы: сюрпризные моменты, использовать загадки, считалочки, сказки. Педагог должен так направлять игру, чтобы она не перешла другую форму обучения - на занятие.
Работа в этом направлении не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. С ними была проведена целенаправленная работа:
Консультации:
- «Как научить ребёнка различать цвета», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего возраста», «Расскажи, скорей,
художник нам, какого цвета дождик?», «Как научить ребёнка видеть мир цветным и радостным», «Цветоведение для детей. С чего начать…»
Мастер – класс:
- «Цветные фантазии»;
- «Играем дома. Дидактические пособия своими руками».
Родительские собрания:
- «Путешествие в страну Рисованию»;
- «О творчестве и о значении рисования для развития детей».
Так же проводится работа и с педагогами. Провела ряд консультаций:
- «Что такое цветоведение? Основы цветоведение у детей»;
- «Красный, синий, голубой выбирай себе любой.»;
- «Цвет в рисунке»;
- «Развития творчество через игры по цветоведению»;
- «Секреты цветового круга».
Мастер – класс:
- «Цветовосприятие и позитивное отношение к миру» (создаём сказки – игры)
- «Игры с цветом»
Работая по этой теме, я создала картотеку игр и упражнений по развитию творчества через цветоведение.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (направлены на закрепление знаний цветов спектра; о холодных и теплых цветов и их оттенков)
* «Цветик – семицветик»
* «Какого лепестка не хватает»
* «Радуга»
* «Времена года»
* «Домики и гномики»
* «Художник и краски»
* «Сказки о карандашах»
* «Собери букет»
* «Наведи порядок в вазах»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (направлены на формирование у детей представления о составлении целого предмета из его частей; в упражнение подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более тёмному и наоборот; развитие чувство цвета)
* «Красивые бабочки. Найди пару»
* «Весёлые рыбки»
* «Разноцветные дорожки»
* «Цветные гусенички»
* «Куда плывешь рыбка?»
* «Весёлый паровозик»
* «Помоги ежику собрать урожай»
* «Разноцветные грибочки для ежика»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Раз, два, три, четыре, пять – пальчики хотят играть!» (направлены не только на закрепление цветовой гаммы, но и на развитие мелкой моторики рук; фантазии)
* «Соберем лукошко»
* «Пчёлки, бабочки, цветочки»
* «Чудесные пуговки»
* «Волшебные палочки»
* «Варим компот»
* «Забавные шнурочки»
* «Морские камушки, ракушки…»
* «Собери все зеленое, все красное, все желтое…»
* «Что изменилось?»
В своей работе с детьми так же использую сказки – игры для старших дошкольников «Сказки солнышка и снеговика» : «История про утёнка», «Сказка о ленивой линии», «Вышел котик на прогулку», «Сказки - про краски», «Сказка о весёлых карандашах».
В процессе разнообразных дидактических игр по цветоведению :
* дети научились воспринимать цвет в целом предмете или его части;
*классифицировать предметы по признаку цвета;
*построение цветового ряда в заданной последовательности
*выбор цвета по принципу цветового контраста
*дети знают хроматические цвета спектра и ахроматические цвета;
*дети стали лучше различать холодные и теплые цвета;
*узнают и различают близкие цвета;
*различают оттенки одного цвета;
*различают оттенки темнее или светлее заданного цвета;
*значительно обогатился словарный запас слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Дидактическая игра «Цветик - семицветик», направлена на: закрепление знаний цветов спектра по порядку; развитие внимания; формирование умения выбирать определенный цвет по словесному обозначению.
Детям предлагается посмотреть на цветочек : белые лепестки и огорченное лицо. Что случилось? Разнообразные варианты ответов детей (не ограничивать в их фантазиях). Сопровождая свой рассказ, воспитатель постепенно выкладывает по одному цветному лепестку. Когда все лепестки, в правильном порядке будут выложены, то у цветочка появляется улыбка.
Дидактическая игра «Домики и гномики» направлена на: закрепление теплой и холодной гамме и ахроматических цветов (белый, серый, чёрный)
Детям предлагается домики в разнообразной цветовой гамме (теплой, холодной, ахроматической) и гномики в той же цветовой гамме. Игровая ситуация: поселить гномика в домик, в соответствии с цветовой гаммой.
Дидактическая игра «Наведи порядок в вазах», направлена на: закрепления умений подбирать предметы в определенной цветовой гамме; развитие умения ориентироваться в теплых и холодных тонах.
Цветы в вазах «перепутались», предлагается детям расставить цветы по вазам верно : в красную вазу – теплые оттенки, а в синюю вазу – холодные оттенки.
Теплые тона и их оттенки: красный, желтый, оранжевый, розовый, малиновый, алый, вишневый и т. д.
Холодные тона и их оттенки: голубой, синий, фиолетовый, сиреневый, лиловый, изумрудный и т. д.
Дидактическая игра «Найди пару», направлена на: закрепление теплых и холодных цветов и их оттенков.
Детям предлагается посадить бабочку на цветок, чтобы они совпадали по цветовой гамме.
Дидактическая игра «Художник и краски», направлена на: закрепление знаний о цветовой гамме, присущей определённому времени года, суток, погодным явлениям. Детям предлагается подобрать палитру красок к картинке, где изображено время года, часть суток, погодные явления.
Дидактическая игра «Сказки про утёнка, про ленивую линию», направлена на: формирование представлений о средствах выразительности изобразительного искусства; развитие эмоционального восприятия цветовой гаммы; умение соотносить цветосочетания с эмоциональным состоянием персонажа.
Детям предлагаются «цветные странички» для создания сюжета сказки (фон каждой передаёт различное состояние погоды) и изображение Утёнка (разное эмоциональное состояние). Рассказывается сказка про Утёнка. Дети должны поместить Утёнка на ту «страничку», чтобы его настроение соответствовало цвету выбранной «странички». В такой же последовательности проводятся игра «Сказка про ленивую линию».
Дидактическая игра «Карандаши рассказывают сказки», направленная на: закрепление основных, дополнительных цветов спектра; теплых и холодных тонов.
Создаё тся игровая ситуация: на одной улице живут карандаши (красный, оранжевый, жёлтый, на другой улице живут карандаши (голубой, синий, фиолетовый). (Как их называют? (тёплые, холодные) Почему) Они всё время ругаются между собой, спорят…кто же из них важнее и нужнее людям. Между ними живёт зелёный карандаш, он ходит в гости и теплым и холодным карандашам (он может менять цвет на теплый зелёный и холодный зелёный) и мирил их. (Возможны другие варианты сказок)
Дидактическая игра «Разноцветные рыбки», направленная на: формирование у детей представления о составлении целого предмета из его частей; знакомство с цветовым многообразием; на развитие творческих способностей, фантазии.
Детям предлагаются отдельные детали рыбок (туловище, хвосты, плавники: разных геометрических форм). Собрать рыбку из частей одной цветовой гаммы.
Дидактическая игра «Цветные гусенички», направлена на: закрепление теплой и холодной гамме красок; в упражнение подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более темному и наоборот; развитие чувство цвета. Детям рассказывается про гусениц, что одна из них живет в жаркой стране, а другая в холодной. Та, которая живет в холодной, любит холодные цвета. Какие это цвета? Назовите их. Другая гусеница, та, что живет в жаркой стране, любит теплые цвета. Какие это цвета? Назовите их. Затем предлагает детям выложить гусениц холодного и теплого цвета. Аналогично проводится упражнение и на различение нескольких оттенков одного цвета (синий и его оттенки, красный и его оттенки, оранжевый и т. д.)
Дидактическая игра «Времена года. Собери портрет» направлена на: закрепления знаний о цветовом многообразии; в упражнение детей в различении цветов и оттенков цвета и использовать названия цветов и оттенков в речи; развитие творчества. Детям предлагается составить портрет осени, зимы, весны и лета подбирая соответствующую цветовую гамму присуще этому времени года.
Дидактическая игра «Весёлый паровозик» направлена на: формирование и развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти ориентируясь на цвет; умение различать цвета, подбирать предметы в определённой цветовой гамме; закрепление в активном словаре название цвета. Детям предлагается игровой блок (альбом на пружинках, с разрезанными страницами пополам по горизонтали) с перепутанными частями. Решается игровая задача: собрать поезд в путешествие. Необходимо подобрать для поезда вагончики соответственного цвета. Усложнение игры - добавить детали другого цвета (например, желтые вагоны с красной крышей т. д.).
Библиографический список:
1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. Мозаика – Синтез, 2010г.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. / Г. Н. Давыдова/ - М. Скрипторий, 2011 г.
3. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. / О. М. Дьяченко 2008г.
4. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. /Р. Г Казакова
-Творческий центр. -М…2008г.
5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» программа/ И. А. Лыкова – М. :2008 г.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. /И. А. Лыкова-М…Карапуз-Дидакт