Любовь Шевченко
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Формирование творческой личности ребенка средствами
Театр - это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и
нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет
развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплое.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, риски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализиро-вать, делать выводы и обобщения.
Публикация «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» размещена в разделах
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенство-вание речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется сло-варь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интона-ционный строй.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт соци-альных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания и отож-дествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полю-бившимся образом позволяет педагогам через театрализованную дея-тельность оказывать позитивное влияние на детей.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разно-образием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе необходимую психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога тре-буется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек со-храняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уде-ляя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развива-ющим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Практическая работа в детском саду выстроена следующим обра-зом:
1. Работа с детьми (совместная деятельность педагога и детей).
2. Работа с родителями.
3. Создание развивающей среды.
В процессе работы в данном направлении был оформлен «Теат-ральный уголок», было составлено пособие театрализованных игр «Волшебный теремок», обновлен те шапок и настольный театр. С помо-щью родителей в театральном уголке появились новые перчаточные и пальчиковые герои. Пополнился книжный уголок красочно иллюстриро-ванными русскими народными сказками, предусмотренными програм-мой. Разработаны рекомендации и консультации для родителей и воспи-тателей.
Игровые, наглядные, словесные методы работы подразумевают определенную деятельность детей :
1. Чтение художественной литературы.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Дидактическая игра
4. Театрализованные игры и драматизация.
5. Танцевальное и песенное творчество.
6. Литературные игры и викторины.
7. Художественное творчество.
8. Подвижные игры.
Первые спектакли, поставленные в детском саду это: «Курочка Ря-ба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Элементы театрализации включа-ются в деятельность по познавательно-речевому развитию, художествен-но-эстетическому, музыкальному, а также в повседневную деятельность.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им воз-можность глубже познать окружающий мир. Одновременно с театрали-зованной игрой им прививается устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Проделанная работа способствовала развитию у детей любозна-тельности; проявлению интереса к различным видам игр, к новым сказ-кам, к иллюстрациям в книгах. Дети с удовольствием участвуют в обсуж-дениях, пытаются петь, подпевать, двигаться под музыку, они стали от-зывчивее, проявляют доброжелательность, доброту, дружелюбие по от-ношению к окружающим, делают попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь, эмоционально; заинтересованно следят за развитием дей-ствий в играх, драматизациях и кукольных спектаклях, умеют делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
Безусловно, также работа ведется и с родителями.
1. Индивидуальные беседы, консультации.
2. Родительские собрания в форме мастер классов.
3. Стендовые консультации и рекомендации.
4. Привлечение к оформлению развивающей среды группы.
5. Детско-родительские выставки рисунков.
Наблюдая положительную динамику проводимой работы целесо-образно было бы продолжить ее, используя в дальнейшем методы рабо-ты с театром, с привлечением родителей к совместной деятельности с детьми. Театр не только будит наше воображение помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.
Литература
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду - М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоцио-нально-нравственной сферы у дошкольников - М. :, 2006.
3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций - Ярославль: Академия раз-вития, 2001.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. -М. : АРКТИ, 2001.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.
6. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для заня-тий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.