Людмила Кассина
Формирование творческой личности посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности посредством изобразительной деятельности
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность в дошкольном учреждении.
В эпоху 21 века жизнь современного человека становится все
разнообразнее и сложнее. Она требует от человека гибкости мышления,
быстроты ориентации, адаптации к новым условиям, творческого,
нестандартного подхода к решению различных проблем.
Публикация «Формирование творческой личности посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач
в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс,
когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к
миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности,
в том числе изобразительной.
Современный взгляд на развитие творческих способностей предлагает
единство формирования отношения к окружающему миру средствами разных видов изобразительного искусства. Но в настоящее время стали меньше проявлять интерес к рисованию. Сейчас наши дети воспитываются на телевидении, интернете, различных интеллектуальных игрушках, которые покупают детям родители, бабушки и дедушки, но при этом забывают купить коробку с карандашами или с красками.
Современному ребенку трудно включить работу воображение, так
как они привыкли к быстрой смене сюжета при просмотре того же
мультфильма, да и зачем думать, когда можно найти в интернете.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Поэтому каждый педагог должен понимать, что решить задачу развития творческих способностей это кропотливый и длительный процесс, который проходит не только в рамках образовательной деятельности во время занятия, но и в различных режимных моментах.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется изображению, которое он создал, или
огорчается, если что-то не получилось. Самое главное, что, создавая
изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и
углубляются его представления об окружающем; в ходе работы он начинает
осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится
осознано использовать приобретенные знания.
Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из
наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые
рассматривают творчество, как универсальную способность,
обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской
деятельности. Детское творчество – основной способ существования и
развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание
окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний,
особенности восприятия, представлений, интересов, способности. Детство –
период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и
противоречий. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности,
которая позволяет наиболее полно выразить свой внутренний мир.
Зарождаясь в раннем детстве, творческие способности интенсивно
развиваются в период от 3 до 7 лет и проявляются в стремлении ребенка к
духовному осмыслению окружающего мира. Развитие творческих
способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их
интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество
может проявляться в мышлении, общении, характеризировать личность в
целом, но для этого необходимо, чтобы личность ребенка была в центре внимания родителя и педагога. Творчество все чаще рассматривается как
содержательная форма психической активности, как универсальная
способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных
видов деятельности.
«Творческие способности – это индивидуальные способности
личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности,
порождающие нечто качественно новое, оригинальное». Творческие
способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от
традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные
ситуации.
Основной путь развития творческих способностей у дошкольников
заключаются в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций,
постановке творческих задач, формирования общей эвристической
структуры опыта ребенка и способов деятельности, которые
благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей
действительности проблемных ситуаций и задач. Творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать что-то новое. На начальном этапе педагог и ребенок вступают в партнерские отношения в решении проблемных задач, сотворчество при этом раскрывает источники, средства, формы и способы творческой деятельности, определяет сущность, вид, качество творческого продукта. В дальнейшем творческие задачи нацеливают на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей ребенка в самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, творчество рассматривается учеными как человеческая
деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего
природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек (формы его мышления, личностные качества) : он становится творческой личностью.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
происходит в процессе воспитания установок на творчество, формирования
способов и приемов творческой деятельности и при возможности
самостоятельного творческого поиска, в условиях развивающей
художественно-эстетической среды.
Рисование – одно из любимых занятий детей, где проявляется большой
простор для проявления творческой активности каждого ребенка и одно из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоив как можно больше разнообразных изобразительных техник, ребенок обогащает свой внутренний мир, тем самым проявляет творческое воображение. Он обретает способность создавать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора рисунка, делая невидимое видимым.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
• во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
• во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
• в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
Нужно отметить, что все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Основы знаний по рисованию — это изобразительная грамота, без
которой невозможно воплотить образы действительности в
соответствующую художественную форму. Знания по живописи, рисунку и
композиции даются в форме игр-загадок, игр-экскурсий, игр-соревнований, композиционных игр. С помощью этих игр у дошкольников развивается
техника изображения, они учатся правильному восприятию формы предмета, его цвета величины, пропорции, положению в пространстве относительно других предметов. Также необходимо знакомить дошкольников с новыми понятиями и терминами изобразительного искусства.
Творческие задания направлены на раскрытие индивидуальных
художественно-творческих способностей каждого ребенка, на
самовыражение и самореализацию детей. Детям нужно показывать, как
можно больше разных вариантов техники, приемов, материалов,
позволяющих находить новые средства выразительности.
Работа по развитию творческих способностей детей необходима для
того, чтобы подвести ребенка к свободному и осознанному рисованию,
приносящую радость. Усваивая обобщенный характер определенных
действий, дети легко используют их при создании любых изображений.
Творческий характер в изобразительной деятельности приобретут лишь
тогда, когда дети смогут легко и свободно, конечно же на своем уровне,
изобразить любой предмет, который им понравился, привлек их внимание.
Занятия по рисованию доставляют воспитанникам радость и способствуют
дальнейшему формированию и развитию художественно-творческих способностей.
Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.
Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребёнка. С его помощью ребёнок более быстро накапливает опыт путём его обогащения и уточнения (что является необходимым условием развития творческого мышления, вырабатывает умение создавать новые образы разными способами. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается как личность, пробует свои творческие способности. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек. И этот потенциал надо раскрыть.
Исходя из этого вытекают задачи:
• Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально - эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально- нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;
• Способствовать пониманию положительных и отрицательных эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребёнка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним;
• Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относится.
• Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусств;
• Применять анализ детской работы как обучающий метод;
• Развивать речевую активность детей в процессе изобразительной деятельности.
Хочется, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношение к тому, что он изображает.
Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому занятиям по изобразительной деятельности нужно отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности.