Надежда Самольянова
Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое воображение – тот «движок», который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому процессу люди получили шедевры искусства, великие изобретения и открытия. И каким бы значительным ни был результат, истоки достижений следует искать в детстве, когда начинает формироваться потенциал познавательной сферы. Поэтому важно знать, как происходит развитие творческого воображения у дошкольников, и каким образом развивать личность в этом направлении.
Публикация «Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Краткая характеристика процесса
Психологи настаивают на том, что творческое воображение особенное. Это активный процесс познания.
Воображение может работать даже во сне, порождая истории, одну невероятнее другой. Но в этом случае характер процесса пассивен. Воображение также может быть воссоздающим, помогая представить уже знакомый предмет, явление или событие. Названные виды к творчеству имеют малое отношение.
Творческое воображение отличается новизной и оригинальностью результата. Известные схемы и готовые описания при этом используются частично, или вовсе не применяются.
Отличительные особенности творческого воображения ребенка
Воображение дошкольника, как и все познавательные процессы в этом возрасте, чаще действует непроизвольно. Об особых замыслах и целях, характерных безграничному полету мысли, говорить еще неуместно. Но активное фантазирование и стремление многое опробовать на собственном опыте свидетельствуют о начале развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Отчетливо проявляются признаки творчества.
• Яркость и неординарность фантазий и образов
Дети сочиняют невероятные истории, в которых придают игрушкам или обычным предметам «волшебные» свойства. Это происходит потому, что дошкольники погружены в мир сказок и мультфильмов. Они могут воображать себя героями из какой-либо сказки и проявлять творческое мышление, описывая достоинства или устрашающие черты персонажа.
Кроме того, опыт ребенка недостаточен для понимания явлений окружающего мира, и он сам придумывает им объяснения.
• Активное использование известных образов в новых условиях
Развивая способности к творчеству, ребенок все реже повторяется и чаще практикует создание новых образов, помещает выдуманных героев в разные ситуации. Например, старший дошкольник способен сочинить несколько историй о сказочном герое. Образ героя является результатом работы творческого воображения, и многочисленные сюжеты с его участием появляются благодаря росту содержательности творчества ребенка.
Воображаемый сюжет воплощается в рисунке
О творческом воображении говорит и то, что представление чего-либо ребенком часто выходит за привычные границы. Так, выполняя задание нарисовать дождь в сказочной стране, дети представляют его звездопадом, конфетным или цветочным дождем.
Когда дошкольник восприимчив к развитию творческого воображения
В психологии условно выделяют этапы развития творческого воображения дошкольников.
Начальная ступень проявляется, когда дети, уже зная настоящее назначение предмета, применяют его в новом качестве. Появляется замещение, но на роль «заместителя» назначается только чем-то похожий объект (формой, цветом). Например, имитируя измерение температуры, дошкольник возьмет палочку в качестве градусника; а протягивая сверстнику оранжевый мячик, станет говорить об апельсине.
В этот возрастной период полезно показывать ребенку, как можно находить новое применение обычным материалам. К примеру, можно продемонстрировать ему разные способы рисования — кистью, карандашом, угольком, мелком и т. д. В этом возрасте важно расширять кругозор малыша, чтобы у него формировался запас знаний, на который он и будет опираться в своем творчестве.
От реальности к фантазийным образам
На следующем этапе, в 4-5 лет, происходит совершенствование ранее усвоенных навыков. Фантазирование все еще основывается на представлении о реальном предмете, а новые образы появляются непреднамеренно. Поэтому даже 5-летний ребенок редко откликнется на предложение сочинить сказку. Он еще не в состоянии выполнить подобное задание по заявке взрослого.
Младшие дошкольники могут выполнить определенные действия, а потом рассказать, что происходит в их игре или занятии. Это означает, что замысел формируется после действия. В подобных ситуациях также имеет место творческое воображение, но его уровень только начальный.
Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение детей в старшем дошкольном возрасте отличается способностью включить любой мелкий элемент в общую композицию и представить предполагаемый результат до того, как он появится.
На этом этапе увлекает сам процесс фантазирования. Родители нередко замечают, что их сын или дочь придумывает «на ходу». Особенно ярко это умение проявляется в сочинении историй старшими дошкольниками. Значительный рывок происходит благодаря общему развитию познавательной сферы ребенка и обогащению речи.
Направления развития творческого воображения у дошкольников
Развитие творческих способностей требует стимулирования и системного подхода. Для того чтобы воображение дошкольника отличалось оригинальностью и смелостью идей, необходимо расширять приемы и тот запас понятий, которые ребенок смог бы использовать в фантазировании.
Необходимо помогать детям накапливать впечатления и пробуждать у них интерес к искусству. Важно:
• не ограничивать спонтанность творческого выражения
• направлять в поиске творческих решений
• приветствовать самостоятельность ребенка
• показывать ему новые доступные материалы для творчества.
Остановимся на тех видах деятельности, которые наиболее эффективно стимулируют развитие воображения на данном возрастном этапе.
Изобразительная деятельность
Рисование становится полем для творческого самовыражения ребенка раньше, чем другие виды деятельности. Уже в раннем дошкольном возрасте дети рисуют кружочки и другие простейшие фигуры, вкладывая в эти изображения свой смысл. С каждым годом увеличивается наполняемость детского рисунка деталями. Дошкольник научается выделять детали целостного изображения, или, наоборот, на основе заданного элемента создавать многоплановый образ.
Задание типа «Дорисуй фигуру», «Нарисуй на основе фигуры 5-8 разных рисунков» и пр. стимулирует к поиску новых образов.
Старший дошкольник способен формировать творческий замысел и представлять окончательный художественный образ, который будет воплощен на листе, холсте или… асфальте. Не стоит ограничивать его узкими рамками или конкретным заданием. Можно попросить сначала придумать название своего рисунка.
Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала
Использование дидактических материалов предоставляет широкие возможности развития воображения дошкольника. Фантазию и творчество можно развивать, предлагая детям различные картинки (небылицы, части образа) или вовлекая детей в игры с предметами, или предлагая словесные формы заданий (придумай, как…; заверши историю).
Дидактические игры ценны тем, что они подталкивают детей к фантазированию и формируют произвольность творческого процесса. Игра создает условия, в которых ребенок сможет посмотреть по-новому на привычный предмет. Задания побуждают его подумать там, чем он сам недостаточно заинтересовался.
Творческое воображение в конструировании
Работа с конструктором помогает дошкольникам понять, как создаются новые образы, как скомбинировать детали иным, необычным способом.
Конструирование особенно полезно тем, что дети проверяют свои идеи немедленно: как только промелькнули в воображении некие очертания, тут же пытаются смастерить представленный образ.
Конструирование подразумевает использование не только определенного набора деталей. Образы можно вылепить из пластилина или глины. Лепка стимулирует развитие творческого воображения, позволяя экспериментировать с формой, размерами. Конечно, ребенок не сразу справится со сложным заданием, например, вылепить сказочное животное. Здесь важна роль взрослого, который будет подбирать задания, доступные для дошкольника, постепенно усложняя их.
Воздействие музыки на воображение
Особым условием для развития творческого воображения является музыка, поскольку при умелом использовании совершенствует и обогащает слуховое восприятие дошкольника. Сначала с подачи взрослого дети в звучании нот пытаются уловить, то капли дождя, то звук шагов, то шелест листвы.
При систематических занятиях у дошкольника постепенно формируется навык прислушиваться к наполняющим пространство звукам. Музыка как средство активизации творческого воображения дошкольников дает дополнительный материал, который будет окрашивать фантазии детей, и будет способствовать более яркому их выражению.
Итак, несмотря на то, что творческое воображение характерно для дошкольного возраста, необходимо стимулировать его развитие. Поддерживая интерес детей к творчеству и организуя специальные занятия, взрослые помогают дошкольнику развивать наряду с воображением и другие познавательные процессы — мышление, память, внимание, восприятие.
Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:
1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.
2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.
3. Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.
5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.
7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.
Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет
Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Упражнение «Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Игра – «Неоконченный рисунок»
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Упражнение «Волшебники
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Упражнение «Танец»
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.
Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)
Упражнение «О чем рассказала музыка»
Цель: развитие творческого воображения.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
Игра «Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
Упражнение «Волшебная мозаика»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игра «Поможем художнику»
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
Игра «Чудесные превращения»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.
Игра «Перевертыши»
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
Игра «Разные сказки»
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.
Упражнение «Придумай и свой конец сказки»
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.
Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.
Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
Игра «Сказочное животное (растение)»
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
Упражнение «Сказка – рассказ»
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Игра «Поварята»
Цель: развить воображения, установить эмоциональный контакт в группе.
Возраст : дошкольный (4-6 лет).
Ход игры: дети стоят в кругу и держатся за руки – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет (картошка, морковка, лук и прочее). Ведущий по очереди называет то, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг. В итоге получается вкусный суп.
Игра «Что будет, если. ?»
Цель: развить воображение.
Возраст : старший дошкольный (5-6лет).
Форма работы : групповая.
Форма занятия : игровая.
Время проведения: 10 – 15 минут.
Ход игры: Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «Что будет, если…»? Дети отвечают на него по очереди. Ответы должны быть необычными.
Примеры вопросов: «Что будет, если?»
Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т. п.
Игра «Водопад»
Цель: игра направлена на развитие воображение, а также поможет детям расслабиться.
Задачи: помочь детям расслабится и успокоится, сконцентрироваться перед дальнейшей работой.
Игровой материал: нет.
Возраст : с 6 лет
Форма работы : групповая.
Форма занятия : игровая.
Время проведения: 5 мин.
Ход занятия: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются, и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами. (30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Игра «Фантазёры»
Цель: развитие воображения, умения нетрадиционным путем решать проблемные ситуации, развитие логического мышления.
Задачи: сформировать познавательную деятельность дошкольника.
Игровой материал: отсутствует.
Возраст : 4 - 6 лет (дошкольный возраст).
Форма работы : групповая.
Форма занятия : игровая.
Время проведения: 10 – 15 минут.
Ход занятия: 1. Решение проблемных ситуаций:
- Как нарисовать невидимку?
– Как принести воду в решете?
– Как сосчитать все листочки на дереве?
Игра «Вопрошайка»
Цель: развитие воображения, речи.
Задачи: в процессе наблюдения отметить характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость.
Игровой материал: несколько сюжетных картинок.
Возраст : 4 – 6 лет (дошкольный возраст).
Форма работы : групповая.
Форма занятия : игровая.
Время проведения: 10 – 15 минут.
Ход занятия: группа детей разделена на команды. Ведущий проводит жеребьевку. Команда, которой выпало участвовать первой, начинает задавать соперникам вопросы обо всем, что хочет узнать по сюжетной картинке, предложенной ведущим. Если соперники не могут ответить, то «вопрошайки» победили. Если «вопрошайки» не могут задать вопрос, то наоборот, - победители соперники, и они становятся «вопрошайками». Вторым этапом упражнения является сочинение каждой командой рассказа по картинке.
Игра «Соедини предложения»
Цель: используется для развития воссоздающего воображения.
Возраст : используется для детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал: незаконченные предложения.
Время проведения: 15-20 минут.
Ход проведения: Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.
Инструкция: «Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.» Далее можно использовать предложения:
«По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». «Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Игра «Сказка наоборот»
Цель: развитие творческого воображения.
Возраст : используется для детей от 5 до 11 лет.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход игры: Инструкция: «Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».