Юлия Кукуева
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ:
«Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности».
Автор: музыкальный руководитель высшей категории Кукуева Юлия Владимировна
Санкт-Петербург
-2018-
Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной
деятельности.
«Духовная жизнь ребёнка полна лишь
тогда, когда он живёт в мире сказок,
Публикация «Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности» размещена в разделах
творчества,воображения,фантазий,
а без этого он засушенный цветок.»
В. Сухомлинский.
Музыкальное воспитание в детском саду-это
организованный педагогический процесс,направлен-
ный на воспитание музыкальной культуры,развитие
музыкальных способностей детей с целью становле-
ния творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей
очень актуальна в наши дни,ведь из закомплексован-
ных,скованных,неуверенных в себе детей вряд ли
смогут вырасти действительно творческие личности.
А самая главная задача-воспитать людей неравноду-
шных,ищущих,способных к преобразующей деятель-
ности.
Творческие возможности детей дошкольного
возраста наиболее ярко проявляются в интнресной
и доступной для них театрализованной деятельности.
Она воздействует на воображение ребёнка словом,
действием,озобразительным искусством. Она позво-
ляет удерживать внимание детей на высоком уровне
и через интерес повышает умственную активность
ребят,помогает достичь быстрых и качественных резу-
льтатов в развитии творческих способностей детей.
Театральное искусство близко и понятно детям,ведь
в основе лежит игра,а потребность в игре у детей дошкольного возраста,несомненно,велика. Даже
самые маленькие с удовольствием включаются в тво-
рческий процесс,если он связан с игрой. Рождение
творческой инициативы может служить свидетель-
ством подлинной эстетической зрелости. Дети нем-
ножко волшебники,они умеют менять мир по своему
«хотению» и потом жить и действовать в этом вооб-
ражаемом мире. Важно использовать всесильную
детскую фантазию,направить её в творческое русло.
Решая задачу последовательного и постепенного
Развития творческих способностей в театрализован-
ной деятельности, педагогу рекомендуется:
1. Во 2-й младшей группе формировать у детей
простейшие образно-выразительные умения
(в частности – умение имитировать характер-
ные движения животных).
2. В средней группе обучать элементам художе-
ственно-образных средств (интонации,мими-
ке,пантомиме).
3. В старшей группе совершенствовать художе-
ственно-образные исполнительские умения.
4. В подготовительной группе развивать творче-
скую самостоятельность в передаче художе-
ственного образа,выразительсть речевых и
пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не толь-
ко в том,чтобы учить изображать героев или выража-
ть те или иные эмоции,а в том,чтобы дать детям воз-
можность выразить себя,показать свои способности.
Н. А. Ветлугина выдедяет основные этапы разви-
тия детского творчества :
- на первом этапе выдвигается задача,при реше-
нии которой дети активно подражают спосо-
бам действий;
- задача второго этапа – сформировать у детей
способы действий,которые стимулируются уже
лишь косвенным образом; создание простей-
ших примеров творчества,внесение измене-
ний,вариаций в знакомый материал;
- на третьем этапе ставится задача,требующая
от детей самостоятельных действий без при-
менения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интнрес к музыке
и театрализованной деятельности,необходимо испо-
льзовать яркие,выразительные произведения,реко-
мендованные программой. Ребёнок очень восприим-
чив ко всему подлинному,прекрасному,у него ещё не
сложились принятые в обществе стереотипы мышле-
ния,вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на
шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Про-
кофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ,расширять предста-
вления детей о музыке разных времён и народов.
Изучая прблему развития творческих способно-
стей,П. Б. Ермолаева предлагает следующие рекомен-
дации:
- внимательно и чутко относиться ко всем про-
явлениям творческой активности детей;
- изменить внутренний настрой по отношению
к каждому ребёнку (видеть потенциальные
творческие способности в каждом);
- формирование достаточно высокой самооце-
ки;
- воспитание педагогом своей креативности.
Не следует забывать,что основной закон дет-
ского творчества заключается в том,что ценность его
следует видеть не в результате,не в продукте творче-
ства,но в самом процессе творчества. Важно не то,что
создадут дети,важно то,что они создают,творят,упра-
жняются в творческом воображении и его воплоще-
нии.
Задачи по театрально-игровой деятельности.
Театральная азбука.
Рассказать детям о том,что театр-волшебный мир.
Главные волшебники в театре-артисты. Они с помо-
щью особых средств могут рассказать нам о разных
событиях,о переживаниях людей. Основные средства
художественно выразительности: интонация,мимика,
жест. Театры бывают разные:в оперном театре арти-
сты поют,в балетном-все мысли,чувства героев пере-
дают движениями,в драматическом театре они раз-
говаривают,в кукольном-все действия,разговор осу-
ществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра-детский. В нём ставят спектакли для детей.
В театре работает много людей. Кроме артистов,ху-
Дожники,композиторы,писатели (драматурги,гримёр
и др.
Игры в кукольный театр.
Познакомить детей с приёмами кукловождения мари-
онеток,с «живой рукой»,бибабо,пальчикового театра,
театра картинок на руке.
Работать над речевым дыханием детей,добиваться
чёткой дикции,умения менять темп,силу звука,рабо-
тать над интонационной выразительностью речи.
Игры-драматизации.
Продолжать учить детей самостоятельно выбирать
средства для передачи образов,передачи диалогов,
действий,героев,совершенствовать исполнительские
умения детей,стимулировать желание детей изменя-
ть действия,вводить свои реплики.
Игры-спектакли.
Побуждать детей проявлять самостоятельность в вы-
Боре выразительных средств при создании образов
персонажей,учить чувствовать своего портнёра стремиться подыгрывать ему.
Побуждать детей вживаться в образ,постоянно сове-
шенствуя его,находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
Расширять жанровый диапазон спектаклей,предлагая
детям такие валианты, как:спектакль на художествен-
но-речевой основе,спектакль-опера,фольклорный
спектакль на обрядовой основе. Воспитывать стремле-
ние доставлять своей игрой радость окружающим.
Литература.
Артёмова Л. В. Театральные игры для дошкольников.
М. :Просвещение,2013.
Караменко Т. Н., Караменко Ю. Г. Кукольный театр
дошкольникам. М. :просвещение,1982.
Генов Г. В. Театр для малышей. М. ,1968.
Волкова Л. Играйте вместе с нами. М. ,1982.
Рудзик М. Ф. Основы театрального искусства и драма-
тизация. Курск,2004.
Музыкально-двигательные упражнения (Сост. Е. Раев-
ская, С. Руднева. М. ,1991.