инна плотнику
Формирование творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важным направлением образовательной работы является создание условий для развития творческой активности, воспитания интереса к раз-личным видам художественной деятельности у каждого ребенка.
Задача творческого развития личности должна решаться на этапе дошкольного детства, поскольку этот период является оптимальным для приобщения ребенка к миру прекрасного. В этом возрасте возникает возможность первого взаимодействия с искусством, его восприятия, первой оценки, импровизаций. В современных условиях перед педагогом стоит важная задача создания необходимых условий для приобщения ребенка к разным видам художественной деятельности с целью развития художественно- творческих способностей.
Публикация «Формирование творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
На базе МБДОУ №14 «Ромашка» была проведена работа по формированию творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.
В работе учитывались, прежде всего, программные требования к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в области музыкально-ритмической деятельности и соответствующего музыкального репертуара. В работу был включен репертуар народной украинской танцевальной музыки и классической бальной музыки (вальс, полька, а также музыка с характерным развитием контрастных тем и современный танцевальный репертуар.
Сначала выявили знания и представления детей о разных видах танца. С этой целью были разработаны экспериментальные задания, цель которых - выявление у детей умения безошибочно и самостоятельно определять характер танцевального жанра и называть вид танца, элементы движений к нему (народный танец, полька, вальс, самостоятельное использование знакомых танцевальных движений, комбинирование их, создание собственных.
Затем были выявлены способы самостоятельных действий в танце. Они включали ряд заданий: «Научись танцевать» (выявление у детей умения самостоятельно использовать элементы движений, игру-соревнование «Чей танец лучше?» (выявление навыков использования элементов движений народного танца, «Музыкальный стадион» (выявление умений при составлении танца использовать элементы движений современного танца).
Затем выявили у детей умения различать выразительные особенности танцевальной музыки. Показателями уровней являлись следующие критерии: самостоятельность и точность определения ребенком средств музыкальной выразительности, умение предоставлять вербальное объяснение этим средствам, умение двигаться адекватно характеру и выразительным особенностям танцевальной музыки.
Задачи обучения детей на музыкальных занятиях включали :
ознакомление детей с основными видами танца, воспитание интереса к ним;
накопление впечатлений и представлений о танцевальном искусстве;
обогащение музыкального словаря путем усвоения специальных терминов в области танцевального искусства;
овладение детьми элементами движений в разных видах танца;
применение в обучении серии творческих задач с целью развития у детей творчества в музыкально-ритмической деятельности;
подбор танцевального репертуара для разных видов танца.
Самой эффективной организационной формой для осуществления выше поставленных задач является музыкальное занятие. Основное внимание уделялось усвоению элементов движений разных видов танца с учетом возрастных особенностей детей, а также задач экспериментального исследования.
Анализ музыкальной литературы для детей дошкольного возраста позволил подобрать музыкальные произведения, отвечающие основным художественно-педагогическим принципам.
Это: высокий художественный уровень, которой соответствует требованиям высокого искусства; гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка; опора на интонационно-ладовый строй, который присущ народной музыке (в данном случае на примере танцевальной).
При отборе музыкальных произведений предпочтение отдавалось раз-личным по жанрам, форме, с яркими музыкальными образами. Музыка подбиралась для разных видов танцев (народных и характерных).
Народный танцевальный репертуар включал украинские и русские народные мелодии в обработке композиторов, творчество которых адресовано детям (В. Г. Агафонников, М. В. Иорданский, М. И. Красев, Ю. М. Слонов и др.). Эти произведения отличаются особой выразительностью, образностью, ладовой определенностью и четкостью форм; присутствующее в них импровизационное начало, включает в себя музыку и движения.
Из классического репертуара были отобраны музыкальные произведе-ния композиторов-классиков М. И. Глинки, Д. Б. Кабалевского, М. П. Мусорг-ского, П. И. Чайковского и других, которые овеяны тонким поэтическим чув-ством, художественным содержанием, разные по тематике и жанрами, очень танцевальные.
Широко использовались разные репертуарные сборники, которые предназначены специально для музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста. Весь музыкальный репертуар использовал-ся на констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы в виде нотных иллюстраций, а также аудиозаписей, которые использовались во время экспериментальной работы музыкальным руководителем и воспи-тателями дошкольного образовательного учреждения.
Не нарушая общего плана музыкальных занятий, мы вводили разделы, которые включали в себя обучение детей танцевальным движениям.
Подбор элементов танцевальных движений был продиктован разными видами танцев, которые были определены нами заранее. Например, русский народный танец: элементы движений (простой шаг, переменный шаг, припадание, несложные варианты, ковырялочка с притопом, веревочка, разные положения рук в танце, варианты поклонов).
Украинский народный танец: основная походка, бегунец, простая присядка, припадание, ковырялочка с притопом, разные положения рук в украинском танце, варианты поклонов).
Кроме обучения детей элементам движений из народного танца, мы ис-пользовали упражнения, целью которых было составление несложных ком-позиций из элементов движений разных видов народного танца.
Например:
русский народный танец: простой ход - ковырялочка - поклон;
- переменный шаг - гармошка - притоп - поклон;
- боковой шаг с припаданием - веревочка - притоп - поклон;
- присядка - ковырялочка с притопом - поклон;
украинский народный танец: основной ход - припадание - ковырялочка с притопом - поклон;
бегунец - простая присядка - поклон;
припадание - ковырялочка - присядка - поклон.
После показа педагогом образца, дети повторяли эти движения под музыку.
Обучение на музыкальных занятиях включало также и накопление определенного объема знаний и представлений о танцевальном искусстве, умений, связанных с различением детьми характера танцевальной музыки, ее выразительных особенностей, накоплением словарного запаса детей, связанного с различными видами танца и называнием танцевальных элементов.
Следующее направление работы с детьми заключалось в слушании музыки, а именно, мелодий из разных видов танцев (народного, характерного и др.). Предварительно перед восприятием музыки проводились небольшие беседы познавательно-образовательного характера. Кроме традиционных форм музыкальных занятий использовались и другие. Например, несколько тематических музыкальных занятий было посвящено темам, связанным с определенным видом танца.
Далее задания несколько усложнялись. Так, были составлены програм-мы, состоящие из танцевальных мелодий одного вида танца. А именно: ук-раинские танцы - «Гопак» в обработке Н. Метлова (1-8 такты, «Казачок» в обработке Н. Ризоля (1-8 такты, «Метелица» в обработке Н. Ризоля; бальные танцы - «Полька», муз. М. Ракова, «Полька», муз. Д. Шостаковича, «Полька», муз. Л. Лидовой, «Вальс», муз. Э. Мелартин, «Вальс», муз. П. Глиэра. Слушая эти последовательности мелодий, дети называли вид танца.
Следующее задание включало последовательности мелодий разных ви-дов танца. А именно: «Гопак» (украинский народный танец, «Янка» (бело-русский народный танец, «Каблучки» (русский народный танец, «Казачок» (украинский народный танец, «Полянка» (русский народный танец, «Ленок» (белорусский народный танец, «Приглашение» (украинский на-родный танец, «Полька» Л. Лидовой, вальс П. Чайковского и другие.
На итоговом занятии мы предлагали детям прослушать разные вариан-ты последовательностей танцевальных мелодий в исполнении музыкального руководителя и в записи. Все это проводилось в форме небольшого соревнования. Дети с большим удовольствием и, преимущественно правильно угадывали фрагменты разных танцевальных мелодий.
Лишь после того, как мы были уверены в том, что дети правильно определяют танцевальные жанры, в музыкальные занятия были включены творческие задания с целью активизации творческих проявлений.
Кроме творческих заданий, которые использовали на музыкальных за-нятиях, применяли и другие формы обучения. На некоторых занятиях детям предлагали прослушать фрагменты из разных видов танца, затем в соответствии с характером музыки придумать небольшие танцевальные композиции. Одна подгруппа детей создавала и демонстрировала танцевальные композиции, а вторая подгруппа должна была угадать, какой танец исполняется.
Например, исполнялась последовательность таких танцевальных фраг-ментов: украинский народный танец - полька - современный танец. Танцы исполнялись парами (мальчик и девочка). Менялись варианты последова-тельности из танцевальных фрагментов, однако задание оставалось тем же. Дети, которые танцевали, становились на место детей, которые отгадывали, а те, в свою очередь, придумывали свои собственные фрагменты.
Таким образом, проведенная работа на музыкальных занятиях, была направлена на накопление детьми впечатлений при восприятии танцевальной музыки, ее разновидностей, умение различать ее характер и жанры, приоб-ретение навыков и умений в области музыкально-ритмических движений.
Все методы и приемы, которые применены на музыкальных занятиях, оправдали себя и благодаря этому в значительной мере увеличился объем знаний и представлений, умений и навыков у детей в музыкально-ритми-ческой деятельности.
Результатом целенаправленного систематического обучения на музы-кальных занятиях является повышение у детей уровня слуховой чувстви-тельности, ощущения равномерной пульсации танцевального ритма. Дети научились воссоздавать движения, отражающие особенности их восприятия музыки и содержащие элементы творческой переработки.
Они стали выделять в движении такие средства выразительности, как ритмическая фигурация, темповые нюансы, динамика, акценты, регистры и др.
В целом можно отметить, что большинство детей экспериментальной группы приобрели устойчивые навыки и умения в движении под музыку в различных видах танца. Это подтвердило наше предположение о том, что специально организованное обучение на музыкальных занятиях является одним из необходимых условий для формирования творческих действий в движении у детей, представлений и знаний в области танцевального искус-ства, что, в свою очередь, является предпосылкой для творческих проявле-ний в танце у дошкольников в других условиях.
Перспективность дальнейшего изучения данной проблемы в плане использования народных подвижных игр и праздников для развития музыкально-ритмического творчества детей старшего дошкольного возраста, в плане преемственности работы дошкольного образовательного учреждения и школы, расширения и углубления на этой основе средств и методов музыкально-эстетичного воспитания.