Смелова Ирина
Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает её интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мама нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.
Публикация «Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами» размещена в разделах
Фольклор помогает становлению и развитию личности ребенка, развивает эмоционально - эстетические чувства, способствует музыкальному развитию. У малыша формируется способность проявлять доброту, различать несправедливость. С помощью малого фольклора дети усваивают нормы литературного языка, пополняют словарный запас. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Тонкий юмор потешек – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против упрямства, капризов, эгоизма.
Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой. Систему работы по данному направлению реализую в рамках Образовательной программы ДОУ.
Используемые в работе с детьми малые фольклорные жанры : колыбельные песенки, пестушки, потешки, заклички и приговорки, прибаутки, бытовые сказки, народные игры, загадки играют немаловажную роль в осознании своего я. Но малые фольклорные жанры наиболее интересны и понятны для ребенка с позиции игры.
Целью работы является - подготовка малыша к познанию и построению отношений с окружающим миром посредством малых фольклорных форм.
Исходя из поставленной цели, сформулировали следующие задачи в русле образовательных областей.
1. Социально-коммуникативное развитие:
1.1. Побуждать ребенка словом, движением, выражать эмоциональную отзывчивость на содержание потешки.
1.2. Развивать уверенность, инициативу и самостоятельность в обыгрывании фольклорных жанров.
2. Речевое развитие:
2.1. Развивать речь детей в русле:
развития фонематического слуха;
развития просодической стороны речи;
обогащения словаря;
развития грамматического строя речи;
развития произносительной стороны речи;
развития диалогической речи, как способа коммуникации ребенка друг с другом и со взрослым.
3. Художественно-эстетическое развитие
3.1. Использовать фольклорный жанр как условие организации продуктивных видов детской деятельности.
4. Познавательное развитие :
4.1. Обогащать представления об окружающем мире и сенсорный опыт детей.
5. Физическое развитие
5.1. Создать атмосферу психологического комфорта на основе двигательно – игровой активности детей.
При определении содержания работы, опирались на дидактические принципы:
деятельности;
взаимосвязи образовательных областей;
наглядности;
сбалансированности совместной деятельности взрослого с ребенком и их самостоятельной деятельности.
комплексно-тематического планирования
образовательного процесса.
Как мы знакомим детей с потешкой? Данная работа складывается из нескольких этапов:
I Этап: это организация предварительной работы, направленной на оказание помощи ребенку по восприятию текста потешки.
II этап включает в себя:
чтение потешки, определение жанра («Я прочитала потешку»);
рассматривание иллюстраций;
повторное чтение с привлечением детей проговаривать слова;
размещение репродукции по содержанию потешки в группе и привлечение детей к её рассматриванию;
пение или чтение потешки.
III Этап:
создание проблемной или сюрпризной ситуации по содержанию уже знакомой потешки;
повторение потешки с проговариванием взрослого с детьми;
пение или чтение потешки с элементами театрализованной деятельности;
подвижная игра по мотивам потешки или игра - инсценировка.
Почему мы используем фольклор в работе с детьми? В первую очередь, мы решаем образовательные задачи:
слушая колыбельные песенки, ребенок получает представление о мифологических образах, овладевает прилагательными с уменьшительно-ласкательными суффиксами, повторами, звукоподражанием;
пестушки создают радостные эмоции, ведь по их содержанию мы много между собой общаемся, вот так формируются межличностные отношения;
потешки, заклички и приговорки - настраивают ребенка на уважительное отношение к природе, привлекают детей к познанию окружающего мира, являются сводом приемов физического воспитания;
прибаутки используем при наблюдении в природе, в быту. Они помогают ребенку заметить, зафиксировать впечатления, увидеть смешное в жизни и передать в слове;
бытовые сказки развивают ориентировочную сферу ребенка, способствуют пониманию речи, активизируют речевое общение, познавательную деятельность, помогают ребенку рассуждать, делать простейшие умозаключения.
Игровой фольклор - используем ежедневно, где идея выражается движением, словом, звуком и пластикой. Благодаря фольклору мы формируем просодическую сторону речи: дыхание, ритм, темп речи, а главное создаем эмоциональный комфорт.
Загадки - используем в ходе наблюдений в природе, в процессе обследования игрушек, таким образом мы учим малышей думать, размышлять.
Наши родители являются активными участниками жизни детей в группе и в тоже время, они - наши помощники. Чтобы вызвать их интерес к воспитанию детей мы используем формы работы :
анкетирование «Книга в жизни Вашего ребенка», «Использование фольклора в семейном воспитании»;
консультации «Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Как использовать русское народное творчество дома?», «Игры с потешками дома»;
памятки для родителей: «Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»;
буклеты: «Малые фольклорные формы в развитии детей раннего возраста», «Малые формы фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков», «Приобщение детей к истокам народной культуры»;
участие родителей в инсценировках по произведениям фольклора, участие в утренниках;
педагогический час с участием родителей и специалистов (воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед) «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребёнка» с просмотром видеосюжета «Калейдоскоп наших игр и занятий»;
литературные вечера с участием музыкальных руководителей;
родительская ассамблея (собрание) : проведение родителями мастер – класса, встречи под рубрикой «Гость клуба» (библиотекарь, работники музея); круглый стол «Ребенок и книга».
Литература:
1. Радуга - программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и другие; науч. рук. Е. В. Соловьева/ - М. : Просвещение, 2011г.
2. Воспитание, образование и развитие детей 2 – 3 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и друг. - М. : Просвещение, 2008г.
3. Ранний возраст. Игры из бабушкиного сундучка Дошкольная педагогика № 2 (67) \ февраль \ 2011г. стр. 65.
4. Соломеникова О. А. Народное искусство как средство формирования эстетического отношения к действительности. – М. : Зимородок, 2006.
5. Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М. : Художественная литература, 1984;
6. «Вопросы жанров российского фольклора», Сборник статей, М. : МГУ, 1972;
7. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. – М. : Просвещение, 1972;
8. Русские народные песни /составитель В. В. Варганова. М., 1988.;
9. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987 г.
10. Криницына Н. Дети любят потешки// Дошкольное воспитание. – 2011 г. № 11.