МААМ-картинки

Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами

Смелова Ирина
Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает её интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мама нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Публикация «Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами» размещена в разделах

Фольклор помогает становлению и развитию личности ребенка, развивает эмоционально - эстетические чувства, способствует музыкальному развитию. У малыша формируется способность проявлять доброту, различать несправедливость. С помощью малого фольклора дети усваивают нормы литературного языка, пополняют словарный запас. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Тонкий юмор потешек – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против упрямства, капризов, эгоизма.

Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой. Систему работы по данному направлению реализую в рамках Образовательной программы ДОУ.

Используемые в работе с детьми малые фольклорные жанры : колыбельные песенки, пестушки, потешки, заклички и приговорки, прибаутки, бытовые сказки, народные игры, загадки играют немаловажную роль в осознании своего я. Но малые фольклорные жанры наиболее интересны и понятны для ребенка с позиции игры.

Целью работы является - подготовка малыша к познанию и построению отношений с окружающим миром посредством малых фольклорных форм.

Исходя из поставленной цели, сформулировали следующие задачи в русле образовательных областей.

1. Социально-коммуникативное развитие:

1.1. Побуждать ребенка словом, движением, выражать эмоциональную отзывчивость на содержание потешки.

1.2. Развивать уверенность, инициативу и самостоятельность в обыгрывании фольклорных жанров.

2. Речевое развитие:

2.1. Развивать речь детей в русле:

развития фонематического слуха;

развития просодической стороны речи;

обогащения словаря;

развития грамматического строя речи;

развития произносительной стороны речи;

развития диалогической речи, как способа коммуникации ребенка друг с другом и со взрослым.

3. Художественно-эстетическое развитие

3.1. Использовать фольклорный жанр как условие организации продуктивных видов детской деятельности.

4. Познавательное развитие :

4.1. Обогащать представления об окружающем мире и сенсорный опыт детей.

5. Физическое развитие

5.1. Создать атмосферу психологического комфорта на основе двигательно – игровой активности детей.

При определении содержания работы, опирались на дидактические принципы:

деятельности;

взаимосвязи образовательных областей;

наглядности;

сбалансированности совместной деятельности взрослого с ребенком и их самостоятельной деятельности.

комплексно-тематического планирования

образовательного процесса.

Как мы знакомим детей с потешкой? Данная работа складывается из нескольких этапов:

I Этап: это организация предварительной работы, направленной на оказание помощи ребенку по восприятию текста потешки.

II этап включает в себя:

чтение потешки, определение жанра («Я прочитала потешку»);

рассматривание иллюстраций;

повторное чтение с привлечением детей проговаривать слова;

размещение репродукции по содержанию потешки в группе и привлечение детей к её рассматриванию;

пение или чтение потешки.

III Этап:

создание проблемной или сюрпризной ситуации по содержанию уже знакомой потешки;

повторение потешки с проговариванием взрослого с детьми;

пение или чтение потешки с элементами театрализованной деятельности;

подвижная игра по мотивам потешки или игра - инсценировка.

Почему мы используем фольклор в работе с детьми? В первую очередь, мы решаем образовательные задачи:

слушая колыбельные песенки, ребенок получает представление о мифологических образах, овладевает прилагательными с уменьшительно-ласкательными суффиксами, повторами, звукоподражанием;

пестушки создают радостные эмоции, ведь по их содержанию мы много между собой общаемся, вот так формируются межличностные отношения;

потешки, заклички и приговорки - настраивают ребенка на уважительное отношение к природе, привлекают детей к познанию окружающего мира, являются сводом приемов физического воспитания;

прибаутки используем при наблюдении в природе, в быту. Они помогают ребенку заметить, зафиксировать впечатления, увидеть смешное в жизни и передать в слове;

бытовые сказки развивают ориентировочную сферу ребенка, способствуют пониманию речи, активизируют речевое общение, познавательную деятельность, помогают ребенку рассуждать, делать простейшие умозаключения.

Игровой фольклор - используем ежедневно, где идея выражается движением, словом, звуком и пластикой. Благодаря фольклору мы формируем просодическую сторону речи: дыхание, ритм, темп речи, а главное создаем эмоциональный комфорт.

Загадки - используем в ходе наблюдений в природе, в процессе обследования игрушек, таким образом мы учим малышей думать, размышлять.

Наши родители являются активными участниками жизни детей в группе и в тоже время, они - наши помощники. Чтобы вызвать их интерес к воспитанию детей мы используем формы работы :

анкетирование «Книга в жизни Вашего ребенка», «Использование фольклора в семейном воспитании»;

консультации «Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Какие сказки читать ребенку на ночь, «Как использовать русское народное творчество дома?», «Игры с потешками дома»;

памятки для родителей: «Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»;

буклеты: «Малые фольклорные формы в развитии детей раннего возраста», «Малые формы фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков», «Приобщение детей к истокам народной культуры»;

участие родителей в инсценировках по произведениям фольклора, участие в утренниках;

педагогический час с участием родителей и специалистов (воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед) «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребёнка» с просмотром видеосюжета «Калейдоскоп наших игр и занятий»;

литературные вечера с участием музыкальных руководителей;

родительская ассамблея (собрание) : проведение родителями мастер – класса, встречи под рубрикой «Гость клуба» (библиотекарь, работники музея); круглый стол «Ребенок и книга».

Литература:

1. Радуга - программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и другие; науч. рук. Е. В. Соловьева/ - М. : Просвещение, 2011г.

2. Воспитание, образование и развитие детей 2 – 3 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и друг. - М. : Просвещение, 2008г.

3. Ранний возраст. Игры из бабушкиного сундучка Дошкольная педагогика № 2 (67) \ февраль \ 2011г. стр. 65.

4. Соломеникова О. А. Народное искусство как средство формирования эстетического отношения к действительности. – М. : Зимородок, 2006.

5. Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М. : Художественная литература, 1984;

6. «Вопросы жанров российского фольклора», Сборник статей, М. : МГУ, 1972;

7. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. – М. : Просвещение, 1972;

8. Русские народные песни /составитель В. В. Варганова. М., 1988.;

9. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987 г.

10. Криницына Н. Дети любят потешки// Дошкольное воспитание. – 2011 г. № 11.

Публикации по теме:

Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Конспект занятия «Ознакомление с малыми фольклорными формами» в средней группе Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками. Задачи: • Познакомить с жанром загадки, • Формировать умение отгадывать.

Развитие исследовательской активности детей раннего возраста в процессе ознакомления с живой природой .

Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ДЕТСКОЙ ДРУЖБЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ С. А. Агеева Воспитатель.

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром. В современных.

Консультация для воспитателей «Труд и формирование личности ребенка» Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Трудовая.

Необходимость раннего музыкального воспитания для полноценного формирования личности ребенка Все мы музыкальны в той или иной степени. И даже не имея выдающегося таланта к музыке, каждый способен наслаждаться прекрасными звуками.

Конспект НОД по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами «Во саду ли, в огороде» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами (потешки, загадки). Разучить потешку «Козел- стрекозел», используя методический.

Формирование нравственно-волевой сферы как важное условие всестороннего воспитания личности ребенка Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,.

Формирование творческой личности ребенка средствами театрализации Шишулина Светлана музыкальный руководитель тема выступления на родительском собрании «формирование творческой личности ребенка средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами
Опубликовано: 29 октября 2018 в 15:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами» (включая файлы) размещена пользователем Смелова Ирина (УИ 1704504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД