Елена Ефимчева
Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья
СЕНТЯБРЬ:
1. Беседа «Город чудный – город древний»
Цель: Познакомить с архитектурой и древним зодчеством. Рассказать некоторые факты из истории возникновения родного города.
2. Разучивание заклички «Осень, осень, в гости просим»
Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание заклички.
3. Аппликация «Украсим рушник»
Цель: Учить детей создавать орнамент русской народной вышивки. Воспитывать интерес к составлению народных орнаментов.
Публикация «Перспективный план работы в старшей группе на тему: „Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
4. Чтение татарской сказки «Мудрый старик»
Цель: Продолжать развивать интерес детей к художественным произведениям различных народов. Воспитывать желание узнавать и изучать творчество других народностей.
5. Разучивание р. н. хоровода «Как пошли наши подружки»
Цель: Познакомить детей с русской хороводной игрой, разучить слова и движения. Воспитывать любовь и уважение к русскому народу.
6. Чтение русской народной сказки «Волга и Вазуза» (обр. С. Я. Маршака)
Цель: Продолжать воспитывать любовь к природе родного края. Учить детей внимательно слушать произведение, развивать внимание.
ОКТЯБРЬ:
1. Беседа «Прогулки по родному Саратову»
Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, предложить детям рассмотреть альбом с фотографиями известных мест родного города. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
2. Чтение казахской сказки «Сказание об орлах»
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов, проживающем в Поволжье. Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.
3. Рассматривание мордовского народного костюма.
Цель: Познакомить детей с народным костюмом Мордовии. Рассмотреть особенности орнамента, предложить сказать, чем отличается мордовский народный костюм от русского.
4. Аппликация «Мордовские узоры»
Цель: Закрепить с детьми особенности мордовского орнамента. Учить выкладывать орнамент в соответствии с образцом, учить выполнять работу аккуратно.
5. Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь»
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов, проживающем в Поволжье. Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.
НОЯБРЬ:
1. Рассматривание украинского народного костюма.
Цель: Продолжать знакомить детей с народностями, проживающими в Поволжье. Рассмотреть украинский костюм и отметить характерные особенности головного убора и национального орнамента.
2. Аппликация «Украсим фартук»
Цель: Закрепить особенности украинского национального орнамента
3. Подвижная русская народная игра «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем!»
Цель: Учить детей играть активно; самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, приводить его в исполнение.
4. Чтение украинской народной сказки «Иван да Марья»
Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки, его идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
5. Беседа «В гостях у хозяюшки»
Цель: Продолжать знакомить детей с историей русского народа : бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством - пословицами, поговорками, прибаутками
6. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о характерных деталях того или иного национального костюма; развивать сообразительность и находчивость.
ДЕКАБРЬ:
1. Беседа о бытовой культуре народов Поволжья.
Цель: Продолжать закреплять знания детей о культуре народов Поволжья в повседневной жизни и в сюжетно-ролевых играх. Учить с уважением относиться к культуре и обычаям других народов.
2. Драматизация марийской сказки «Лиса, сова и сорока».
Цель: Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер поступков героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.
2. Дидактическая игра «Составь узор».
Цель: Учить детей составлять национальные орнаменты по образцу; продолжать знакомить детей с культурой народов Поволжья.
3. Подвижная мордовская игра «Котел».
Цель: Развивать у детей активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, развивать внимание, быстроту и ловкость.
4. Рассматривание альбома «Национальные костюмы»
Цель: Закрепить знания детей о ранее известных народах, их национальных орнаментах и особенностях национального костюма. Продолжать поддерживать интерес детей к знакомству с новым.
5. Беседа «Какие народные праздники вы знаете?»
Цель: Учить детей усваивать идеи праздников, развивать желание участвовать в народных праздниках.
6. Чтение чувашского стихотворения «Уточка».
Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, предложить разучить его по ролям. Продолжать прививать любовь к истокам народной культуры разных народов.
ЯНВАРЬ:
1. Чтение калмыцкой былины «Почему комар жалобно поет?»
Цель: Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки, его идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
2. Подвижная чувашская игра «Луна и Солнце»
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.
3. Музыкальное развлечение «Рождественские посиделки»
Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками, их особенностями. Воспитывать желание активно принимать участие в этих праздниках.
4. Аппликация «Украшаем мордовский пояс»
Цель: Закрепить знания детей о мордовском национальном костюме, об особенностях орнамента. Учить правильно подбирать цветовую гамму.
5. Слушание народных мелодий.
Цель: Познакомить детей с песнями и напевами различных народов. Отметить, какие музыкальные инструменты используются при исполнении. Продолжать воспитывать интерес к культуре разных народов.
6. Дидактическая игра «Что за мелодия звучит?»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях национальных мелодий.
ФЕВРАЛЬ:
1. Разучивание русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
Продолжать учить узнавать песню по мелодии, различать звуки по высоте. Петь протяжно, четко произнося слова; вместе начинать и заканчивать пение.
2. Рисование «Русская изба»
Цель: Закрепить знания детей о русском жилище, учить передавать свои знания в рисунках. Прививать любовь к истории русского народа.
3. Русская хороводная игра «Как пошли наши подружки»
Цель: Закрепить знание народной игры, продолжать учить согласовывать слова и действия.
4. Чтение чувашской народной сказки «Кукушка и соловей»
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражении.
5. Игра – драматизация русской народной сказки «Правда и кривда»
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; учить внимательно слушать произведение, оценивать поступки героев, воспитывать желание участвовать в инсценировке данного произведения.
6. Беседа с детьми о русских национальных праздниках.
Цель: Продолжать учить детей участвовать в беседах со взрослыми о национальных праздниках. Развивать речь, внимание, память, мышление, интерес к истокам русской культуры.
МАРТ:
1. Чтение татарской былины «С ремеслом не пропадешь, без ремесла дня не проживешь»
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов, проживающем в Поволжье. Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.
2. Коллективная аппликация «Праздничный наряд для кукол»
Цель: Закрепить знание детей о национальных орнаментах, учить применять свои знания на практике. Продолжать развивать творчество
3. Подвижная чувашская игра «Луна и Солнце»
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.
4. Музыкальное развлечение «Милые наши мамы»
Цель: Продолжать развивать у детей желание участвовать в развлечениях. Предложить детям другой национальности подготовить поздравление для своей мамы на родном языке.
5. Рассматривание альбома «Волга – матушка»
Цель: Познакомить детей с различными городами, стоящими на Волге. Рассмотреть фотографии разных городов и народов, проживающих в Поволжье. Воспитывать интерес к новому и уважение к другим народам.
6. Беседа «Памятники Саратова»
Цель: Познакомить детей с известными памятниками Саратова. Рассказать кому и за что были воздвигнуты эти памятники. Отметить, что это история нашего города и ее нужно чтить и беречь.
АПРЕЛЬ:
1. Рассказ воспитателя «Обычаи крестьянского стола»
Цель: Познакомить детей с особенностями национальной кухни. Рассказать о том, как раньше люди накрывали на стол, что предпочитали готовить к праздникам.
2. Рисование «Мой город – Саратов»
Цель: Предложить детям нарисовать свой родной город, его достопримечательности.
3. Беседа «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут!»
Цель: Учить детей слушать частушки, формировать представления об этом жанре народного творчества; учить понимать их юмористический смысл; активизировать эмоционально-оценочную лексику.
4. Подвижная чувашская игра «Луна и Солнце»
Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.
5. Чтение марийской сказки «Мальчик – богатырь»
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражении
6. Роспись петушка русским национальным мотивом.
Цель: Развивать интерес к изобразительной деятельности; вызывать положительный эмоциональный отклик, обогащать представления детей о русском народном промысле
7. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о характерных деталях того или иного национального костюма; развивать сообразительность и находчивость.
МАЙ:
1. Драматизация русской народной сказки «Гуси - лебеди»
Цель: Вызывать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в нее. Продолжать учить детей осмысливать содержание и характеры персонажей.
2. Беседа «Щи да каша – пища наша!»
Цель: Познакомить детей с русскими пословицами и поговорками, учить понимать их смысл. Рассказать, почему народ придумывал поговорки и пословицы. Предложить детям выучить некоторые из них.
3. Дидактическая игра «Чей узор?»
Цель: Продолжать закреплять у детей знания об особенностях украшения национальных костюмов. Учить применять свои знания на практике.
4. Аппликация «Рукавичка»
Цель: Предложить детям самостоятельно украсить рукавичку одним из известных им национальных орнаментов. Развивать фантазию и учить опираться на имеющиеся знания.
5 Викторина «Что мы знаем, мы расскажем»
Цель: Подвести итог работы за год.