Тявина Лариса
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой русского фольклора
▼ Скачать
Актуальность проблемы формирования социально-нравстенных представлений к окружающему миру в современных условиях определяется рядом отрицательных тенденций, которые ведут наше общество ко все большей бездуховности (падению нравов, падению общечеловеческих ценностей и др.).
Считается, что период дошкольного возраста благоприятен для усвоения норм гуманности, так как ребенок верит в авторитет взрослого, педагога в его возможности созидать добро, красоту, открывать истину. А 90% информации, которую получает человек за всю жизнь, приходится на возраст до 5 лет, поэтому духовность надо воспитывать с самого раннего детства.
Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой русского фольклора» размещена в разделах
Каковы же педагогические условия, при которых наиболее эффективно будет осуществляться процесс гуманных отношений старших дошкольников к окружающему миру средствами русского фольклора?
Были поставлены задачи:
Выявить и обосновать теоретические основы формирования социально-нравстенных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного фольклора.
Определить и обосновать педагогические условия, необходимые и достаточные в формировании социально-нравстенных представлений старших дошкольников средствами русского народного фольклора.
Разработать практические рекомендации для ДОУ.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей.
Современный дошкольник живет во время, когда родной язык испытывает влияние иноязычных культур. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт. Как показывает практика, особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит фольклору.
Русский фольклор – кладезь народной мудрости. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогает ему ориентироваться в окружающем мире.
Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется его сила чаще всего во время праздников – календарных и христианских. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети.
Содержание русского народного фольклора разнообразно : это и хороводы, и пляски, и танцы, и сольные выступления, различные песни, календарные заклички, потешки, прибаутки, поговорки, пословицы, русские народные подвижные игры, частушки.
Активное участие дети принимают на таких праздниках как «Деревенские посиделки», «Русский сувенир», «Праздник доброй сказки», «Ярмарка», «Масленица» и др.
При составлении сценариев праздников ставится задача: приобщать детей к истокам русского народного творчества. Важная роль отводиться музыке. Музыкальный материал построен на мотивах русско-народных песен, мелодий, хороводов.
Подготовка утренника идет по следующему плану (нетрадиционному) :
Обсуждение сценариев вместе с детьми;
Дети распределяют роли;
Изготовление атрибутов, праздничного оформления вместе с детьми;
Привлечение родителей в подготовке праздника.
Большая предварительная работа осуществляется по подготовке и проведению праздников педагогическим коллективом. На педагогическом совещании обсуждается сценарии праздников и сюрпризные моменты, распределяются роли между взрослыми. Так же активное участие в организации праздников принимают родители.
После праздников дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Самостоятельно на прогулке дети с удовольствием играют в русско-народные игры такие как «Горелки», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Приглашение» и др. Как оказалось, дети имеют ясные, четкие представления о гуманном отношении к людям, объектам природы.
Работая в данном направлении, можно отметить, что воспитанники стали более доброжелательными и отзывчивыми по отношению к окружающим, возрос интерес к русскому народному фольклору.
Отсюда следует, что требуется систематическая и целенаправленная реализация методов и приемов, творческий подход к развитию у ребенка сильных, гуманистических сторон личности.
Русско-народный фольклор является действенным средством формирования гуманных отношений у дошкольников к окружающему миру.
Посредством русско-народного фольклора повышается уровень познания детьми общечеловеческих норм и принципов морали, стремление следовать нравственным нормам.
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я пришла к выводу:
что работа эта необходима, так как фольклор отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизни и деятельность людей многих поколений.
А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Закличи-обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, деревьям)
Приговорки – обращение к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей
В своей работе фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучению правильному произношению;
- в народных подвижных играх;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Народные игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Из опыта и наблюдений, считаю, что для привития детям дошкольного возраста народных традиций самым доступным можно считать – народные песни.
Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят.
Список используемой литературы:
Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М. : Художественная литература, 1991.
Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. М., Современник, 1991г.
Вашкявичене С. С. ,Забулис Г. К. Роль искусств в развитии личности // Педагогика. 1992 - № 7-8.
Позникова З. И. Использование народных художественных традиций как средства развития творческой активности младших школьников. М., 1992.
Вашкявичене С. С. ,Забулис Г. К. Роль искусств в развитии личности // Педагогика. 1992 - № 7-8.
Шинина Т. В. Влияние психолого-педагогическогой культуры родителей на уровень психического развития и социализацию детей// Актуальные проблемы дошкольного образования. Челябинск, 2003г.
Козлова С. А. Социальное развитие дошкольника. М. : 2005г.
Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2007.
Н. В. Микляева Социально-нравственное воспитание дошкольников. М. : ТЦ «Сфера», 2013г.