Жукова Людмила
Формирование связной речи у дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от уровня развития связной речи. Подобрать нужное слово, ответить на вопрос полным предложением, передать содержание небольшого текста – это умения, которые необходимы ребенку.
Одной из особенностей детей с задержкой психического развития является отставание в развитии речи. У этих детей наблюдается недостаточное развитие словарного запаса, трудности в словообразовании и словоизменении, в составлении предложений и пересказе.
Публикация «Формирование связной речи у дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с расширением представлений об окружающем мире. Чем лучше у ребёнка знания об окружающей действительности, чем больше его интерес ко всему происходящему, тем больше потребность общаться, тем лучше развивается устная речь. Над развитием связной речи ежедневно работают специалисты и воспитатели группы, но для достижения наилучшего эффекта необходимо эту работу продолжать дома.
Как родители могут развивать речь ребенка дома? Для этого существуют различные игры, которые помогут в интересной и непринужденной форме заниматься с ребенком.
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы (или изображения предетов, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают игрушку, называют особенности внешнего вида. Например зайчик: проговорить с ребенком, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы необходимо хвалить ребенка.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
Предлагайте ребенку игру с описанием, например: о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» пусть ребенок самостоятельно догадается о каком предмете идет речь, а затем он сам опишет вам предмет, а вы отгадаете, какой предмет описал ребенок (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона - летает, рыба - плавает, кузнечик - прыгает. Кто из животных как голос подает? Петух - кукарекает, тигр - рычит, мышь - пищит, корова - мычит.
Консультацию подготовила
учитель – дефектолог
Жукова Людмила Александровна