Лучший педагог года

Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Славута Катерина
Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования связной речи у детей

дошкольного возраста. Авторы раскрывают основные аспекты работы по формированию

связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова

Речевое развитие, речь, речевая деятельность, связная речь, дошкольный возраст,

тяжелые нарушения речи,

В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи.

Поэтому возникает необходимость организации работы в образовательных учреждениях с

Публикация «Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

детьми данной категории, создавая благоприятные условия для их развития и воспитания.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) являются нарушением процесса формирования всех

компонентов речевой системы в их единстве, т. е. фонетической структуры,

фонематической системы, словаря, грамматического строя, связной речи, у детей с

нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [1].

216

Особенно сложным для детей с ТНР является формирование связной речи. Связная речь

представляет собой сложную форму речевой деятельности, является развернутым,

законченным, грамматически и композиционно оформленным, смысловым и

эмоциональным высказыванием. Связная речь отражает уровень умственного, речевого,

эмоционального развития ребенка [3].

Главной задачей в работе с детьми с ТНР при формировании у них связной речи является

обучение дошкольников правильному оформлению мысли в языковом и содержательном

отношении.

Осуществляя работу по формированию связной речи у детей с ТНР, необходимо

соблюдать определенные принципы, например, учитывать общие закономерности ее

развития в онтогенезе, формирование всех компонентов речевой системы, особенно

лексико - грамматических средств речи [2].

Выделяются следующие задачи при реализации работы по формированию связной речи

у детей с ТНР (рис. 1) :

Рис. 1. Задачи

Педагоги должны использовать различные приемы работы при формировании у детей с

ТНР связной речи. Например, рекомендуется предлагает детям составлять рассказ по

демонстрируемым действиям, что позволяет научить дошкольников с ТНР внимательно

наблюдать и сохранять в памяти последовательность увиденных действий, а также

подбирать к ним точные грамматические категории. Можно также попросить ребенка

пересказать рассказ, используя предметные картинки, - это заменяет непосредственные

действия с предметами пересказом действий с помощью предметных картинок. Можно

предложить пересказать рассказа с опорой на серию сюжетных картин, что направление на

развитие у детей с ТНР познавательной активности, когнитивных процессов, в

частности, обогащение зрительных представлений детей;

развитие наглядно - действенного и наглядно - образного мышления за счет

обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, группировка и т. д.);

формирование мотивации к деятельности, посредством активизации

познавательных интересов;

закрепление у детей навыков формулирования развернутых ответов на

вопросы;

уметь соотносить содержание фразы - высказывания с предметом и темой

высказывания;

обучение умению высказывать простые умозаключения; обосновать свои

суждения;

формирование умения строить связные монологические высказывания;

закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой

коммуникации

217

формирование умения определять последовательность действий героев, явлений и т. д. ,

составлять предложения по отдельным картинкам, превращая их в связный рассказ.

Необходимо предлагать составлять рассказ по одной сюжетной картине, это один из

наиболее сложных видов рассказывания: нужно постепенно усложнять задания, отводить

важную роль образцу педагога, использовать игровые приемы.

Таким образом, процесс формирование связной речи у дошкольников с ТНР является

сложным и длительным, требующим от педагогов решения задач комплексно, тщательного

подбора приемов работы.

Список использованной литературы

1. Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого - педагогической коррекции

недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018.

№ 20 (206). С. 59 - 61

2. Копица Н. В. Специфика организации образовательной деятельности для детей с

тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018. № 5 (191). С. 171 - 173.

3. Серова Е. Ю. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 15 января 2023 в 20:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД