Славута Катерина
Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования связной речи у детей
дошкольного возраста. Авторы раскрывают основные аспекты работы по формированию
связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова
Речевое развитие, речь, речевая деятельность, связная речь, дошкольный возраст,
тяжелые нарушения речи,
В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи.
Поэтому возникает необходимость организации работы в образовательных учреждениях с
Публикация «Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
детьми данной категории, создавая благоприятные условия для их развития и воспитания.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) являются нарушением процесса формирования всех
компонентов речевой системы в их единстве, т. е. фонетической структуры,
фонематической системы, словаря, грамматического строя, связной речи, у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [1].
216
Особенно сложным для детей с ТНР является формирование связной речи. Связная речь
представляет собой сложную форму речевой деятельности, является развернутым,
законченным, грамматически и композиционно оформленным, смысловым и
эмоциональным высказыванием. Связная речь отражает уровень умственного, речевого,
эмоционального развития ребенка [3].
Главной задачей в работе с детьми с ТНР при формировании у них связной речи является
обучение дошкольников правильному оформлению мысли в языковом и содержательном
отношении.
Осуществляя работу по формированию связной речи у детей с ТНР, необходимо
соблюдать определенные принципы, например, учитывать общие закономерности ее
развития в онтогенезе, формирование всех компонентов речевой системы, особенно
лексико - грамматических средств речи [2].
Выделяются следующие задачи при реализации работы по формированию связной речи
у детей с ТНР (рис. 1) :
Рис. 1. Задачи
Педагоги должны использовать различные приемы работы при формировании у детей с
ТНР связной речи. Например, рекомендуется предлагает детям составлять рассказ по
демонстрируемым действиям, что позволяет научить дошкольников с ТНР внимательно
наблюдать и сохранять в памяти последовательность увиденных действий, а также
подбирать к ним точные грамматические категории. Можно также попросить ребенка
пересказать рассказ, используя предметные картинки, - это заменяет непосредственные
действия с предметами пересказом действий с помощью предметных картинок. Можно
предложить пересказать рассказа с опорой на серию сюжетных картин, что направление на
развитие у детей с ТНР познавательной активности, когнитивных процессов, в
частности, обогащение зрительных представлений детей;
развитие наглядно - действенного и наглядно - образного мышления за счет
обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, группировка и т. д.);
формирование мотивации к деятельности, посредством активизации
познавательных интересов;
закрепление у детей навыков формулирования развернутых ответов на
вопросы;
уметь соотносить содержание фразы - высказывания с предметом и темой
высказывания;
обучение умению высказывать простые умозаключения; обосновать свои
суждения;
формирование умения строить связные монологические высказывания;
закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой
коммуникации
217
формирование умения определять последовательность действий героев, явлений и т. д. ,
составлять предложения по отдельным картинкам, превращая их в связный рассказ.
Необходимо предлагать составлять рассказ по одной сюжетной картине, это один из
наиболее сложных видов рассказывания: нужно постепенно усложнять задания, отводить
важную роль образцу педагога, использовать игровые приемы.
Таким образом, процесс формирование связной речи у дошкольников с ТНР является
сложным и длительным, требующим от педагогов решения задач комплексно, тщательного
подбора приемов работы.
Список использованной литературы
1. Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого - педагогической коррекции
недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018.
№ 20 (206). С. 59 - 61
2. Копица Н. В. Специфика организации образовательной деятельности для детей с
тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018. № 5 (191). С. 171 - 173.
3. Серова Е. Ю. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми