Приложение МААМ

Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Славута Катерина
Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования связной речи у детей

дошкольного возраста. Авторы раскрывают основные аспекты работы по формированию

связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова

Речевое развитие, речь, речевая деятельность, связная речь, дошкольный возраст,

тяжелые нарушения речи,

В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи.

Поэтому возникает необходимость организации работы в образовательных учреждениях с

Публикация «Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

детьми данной категории, создавая благоприятные условия для их развития и воспитания.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) являются нарушением процесса формирования всех

компонентов речевой системы в их единстве, т. е. фонетической структуры,

фонематической системы, словаря, грамматического строя, связной речи, у детей с

нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [1].

216

Особенно сложным для детей с ТНР является формирование связной речи. Связная речь

представляет собой сложную форму речевой деятельности, является развернутым,

законченным, грамматически и композиционно оформленным, смысловым и

эмоциональным высказыванием. Связная речь отражает уровень умственного, речевого,

эмоционального развития ребенка [3].

Главной задачей в работе с детьми с ТНР при формировании у них связной речи является

обучение дошкольников правильному оформлению мысли в языковом и содержательном

отношении.

Осуществляя работу по формированию связной речи у детей с ТНР, необходимо

соблюдать определенные принципы, например, учитывать общие закономерности ее

развития в онтогенезе, формирование всех компонентов речевой системы, особенно

лексико - грамматических средств речи [2].

Выделяются следующие задачи при реализации работы по формированию связной речи

у детей с ТНР (рис. 1) :

Рис. 1. Задачи

Педагоги должны использовать различные приемы работы при формировании у детей с

ТНР связной речи. Например, рекомендуется предлагает детям составлять рассказ по

демонстрируемым действиям, что позволяет научить дошкольников с ТНР внимательно

наблюдать и сохранять в памяти последовательность увиденных действий, а также

подбирать к ним точные грамматические категории. Можно также попросить ребенка

пересказать рассказ, используя предметные картинки, - это заменяет непосредственные

действия с предметами пересказом действий с помощью предметных картинок. Можно

предложить пересказать рассказа с опорой на серию сюжетных картин, что направление на

развитие у детей с ТНР познавательной активности, когнитивных процессов, в

частности, обогащение зрительных представлений детей;

развитие наглядно - действенного и наглядно - образного мышления за счет

обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, группировка и т. д.);

формирование мотивации к деятельности, посредством активизации

познавательных интересов;

закрепление у детей навыков формулирования развернутых ответов на

вопросы;

уметь соотносить содержание фразы - высказывания с предметом и темой

высказывания;

обучение умению высказывать простые умозаключения; обосновать свои

суждения;

формирование умения строить связные монологические высказывания;

закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой

коммуникации

217

формирование умения определять последовательность действий героев, явлений и т. д. ,

составлять предложения по отдельным картинкам, превращая их в связный рассказ.

Необходимо предлагать составлять рассказ по одной сюжетной картине, это один из

наиболее сложных видов рассказывания: нужно постепенно усложнять задания, отводить

важную роль образцу педагога, использовать игровые приемы.

Таким образом, процесс формирование связной речи у дошкольников с ТНР является

сложным и длительным, требующим от педагогов решения задач комплексно, тщательного

подбора приемов работы.

Список использованной литературы

1. Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого - педагогической коррекции

недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018.

№ 20 (206). С. 59 - 61

2. Копица Н. В. Специфика организации образовательной деятельности для детей с

тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018. № 5 (191). С. 171 - 173.

3. Серова Е. Ю. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 15 января 2023 в 20:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Славута Катерина (УИ 2216260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД