Ирина Ильинская
Формирование связной речи у детей с ТНР в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи у детей с ТНР в подготовительной к школе группе.
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения звуков имеет место недоразвитие лексико—грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно—развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Публикация «Формирование связной речи у детей с ТНР в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В своей работе я использую, основанные на дидактических принципах, следующие виды работы:
- составление описательного рассказа с опорой на схему;
- пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
- составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом—рассказом логопеда и без него;
- придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
- составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период обучения в школе.
В работе пользуюсь трудами по развитию речи дошкольников, разработанными величайшими педагогами современности (А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. П. Глухов, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. И. Тихеева, А. В. Ястребова, В. В. Воробьёва, Т. А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.). Наряду с традиционными методиками использую инновационные методы и приёмы развития речи.
Инновационные методы:
- здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, подвижные игры, релаксация, коммуникативные игры, самомассаж, гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.);
- метод проектирования;
- метод моделирования (в подготовительной к школе группе);
- ИКТ-технологии;
- технология мнемотаблиц.
Начала осваивать метод – синквейн. (очень интересно)
Основная функция связной речи – это коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает основное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Монолог может быть в виде:
- Описания
- Повествования
- Рассуждения
- Пересказа
- Рассказа
Если монологическая речь развивается в специальном обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор родителей, педагогов с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его людей. Она должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.
Работа над развитием связанной речи строится от простого понимания до развернутого, связного, логически и грамматически выстроенного текста.
Последовательность работы над связной речью :
- воспитание понимания связной речи (беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов, чтение рассказов или сказок);
- воспитание диалогической связной речи (беседа – диалог, игры-драматизации и т. д.);
- воспитание монологической связной речи : беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя, более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи;
- работа над пересказом (выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание);
- работа над составлением рассказа-описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над самостоятельным рассказом.
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребё нка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Дети, владеющие связной речью – общительные, уверенные в себе, более успешные.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной работы педагогов и родителей.
Литература:
1. Ткаченко Т. А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет, Москва, 2004 г.
2. Ткаченко Т. А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
4. Глухов В. П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
5. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.
6. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.
7. Нищева Н. В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017г.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. I, II, III периоды», Москва, 2000.