Татьяна Мещерякова
Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Публикация «Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи, как важного условия усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, последовательно и полно излагать услышанное, увиденное, пережитое.
Рассказывание – это сложное речевое умение. Оно тесно связано и находится в прямой зависимости от словаря ребенка, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Эти задачи должны решаться в единстве.
Для детей с нарушением речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточное понимание значения слов, дефектное произношение звуков. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Слова, характеризующие качество, признаки, состояние предметов и действий употребляются мало. Дети пользуются в основном простыми предложениями. Они затрудняются в составлении развернутого пересказа по картинкам или серии картинок, затрудняются в выделении основных мыслей повествования, в определении логики и последовательности событий. Поэтому работа по развитию описательно – повествовательной речи, т. е. формированию связной речи с детьми должна носить коррекционно–развивающий характер (обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя речи).
Учитывая то, что занятия проводятся с детьми, имеющими речевые нарушения, развитию связной речи предшествует большая подготовительная работа по составлению предложений полного состава. Сначала простых, а потом сложных конструкций. Для решения этой задачи используются приемы:
1) Составление предложений по картинке с опорой на вопрос: Что нарисовано? Что делают дети? Куда пошли дети? И т. д.
2) Словесное обговаривание демонстрации действий, например: Открыть коробку и достать карандаши. Один ребёнок выполняет, а другой составляет предложения.
3) Закончить предложение с опорой на предметную картинку. «Светит яркое … [солнце] - (картинка).
4) Распространение предложений с помощью вопросов.
5) Послушай предложения и скажи, какое из них правильное:
Взошло солнышко, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнышко.
6) Послушай предложения и исправь их: (Игра «Путаница»)
Сосна села на сову. Стол постелили на скатерть.
7) Составление предложений по опорным словам (Игра «Собери предложение»):
Самолёт, небо, летит, высоко.
Работа по обучению детей составлению предложений необходима для того, чтобы позже научить детей последовательно и полно излагать услышанное, увиденное, пережитое.
Все занятия по обучению детей связной речи можно разделить по степени их усложнения на следующие группы:
Рассказы детей по готовому образу:
а) пересказ литературных текстов;
б) драматизация литературных текстов.
Содержание занятий обусловлено тематическим планированием. По каждой теме планируются и подбираются тексты для пересказа, максимально насыщенные изучаемым звуком. Например, при изучении темы «Звук Ч. Буква Ч» используется рассказ «Птичка».
У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:
- Почему птичка молчит?
- Птичка хочет на волю, - отвечала девочка.
Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.
Для того, чтобы занятия по пересказу проходили более интересно, мы пересказываем рассказ по частям, по цепочке, по ролям, с использованием фланелеграфа, сюжетной картинки, серии сюжетных картинок.
Рассказ по восприятию:
а) составление рассказа по сюжетной картинке (с опорой на слова и без опоры на слова);
б) составление рассказа по серии сюжетных картинок;
в) составление рассказа по предметным картинкам или предметам;
г) игры по описанию: «Магазин игрушек», «Пойми меня»;
д) составление рассказа по опорным словам и предложениям.
Рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений. На своих занятиях я использую игру
«Подбери слова к рассказу». Дети читают слова и откладывают только те, которые подходят по теме к картинке. Затем составляют рассказы, используя эти слова. Например, к сюжетной картинке «Лес» подходят слова: гриб, пенёк, тропинка, сосна, ёжик, белка, малина, шишка.
При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, в занятия обязательно включают логические упражнения:
- расстановка картинок в логической, временной последовательности;
- восстановление специально пропущенного звена;
- придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.
При составлении рассказов по серии сюжетных картинок я использую игру «Истории в картинках». Ребёнок называет участников истории, место, где она происходит (водоём, лужайка, лес, а также время года и количество картинок в данной истории. Во время составления рассказа обращается внимание детей на различные подробности рисунка. Например, какая стоит погода, что такое кувшинка и т. д., что поможет раз от раза делать истории всё интереснее. Раздав картинки детям, предлагается им выкладывать их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей.
При обучении составлению рассказа по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.
Игры: «Магазин игрушек», «Пойми меня» развивают навыки составления короткого описательного рассказа. Например, в игре «Магазин игрушек» один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить фланелеграф или магнитная доска. К ним прикрепляются 4 картинки (чашка с блюдцем, чайник, сахарница, кастрюля). Покупатель, не называя предмета, описывает его: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нем кипятят воду». Продавец по описанию отгадывает одну из 4 картинок. Данная игра развивает у детей связную речь, закрепляет знание обобщающих понятий
При составлении рассказа по опорным словам и предложениям ребёнку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козлёнка. Белый козлёнок говорит…». Далее ребёнку зачитываются слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лбами; упали».
Рассказы по воображению.
Рассказы – миниатюры.
Придумывание конца рассказа, начатого логопедом: «Во дворе сидел скворец. Вдруг появился кот Васька. Он увидел скворца.». А что случилось дальше, дети должны придумать сами.
Придумывание начала по концу рассказа логопеда: « … бегала, бегала лиса за зайцем, так и не поймала. А дети с полными корзинками вернулись домой».
Таким образом, логопедическое воздействие при устранении нарушений речи преследует цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Этот комплекс умений имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.